400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: 8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: 8(8442) 606-609
РЦОИ: 8(8442) 606-608
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 2 (55) ИЮНЬ 2019


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

Колонка главного редактора

С.В. Куликова

От национального проекта – к новому качеству образования!

Представляя второй номер нашего журнала, обращаюсь к вам, уважаемые читатели, педагоги Волгоградской области, с призывом направить ваши усилия на реализацию национального проекта «Образование». Разумеется, совместно с нами, поскольку Волгоградская государственная академия последипломного образования под руководством Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области активно работает в этом направлении.

День Победы

День Победы 1945 года

День Победы – это праздник победы народов Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года и отмечается 9 мая каждого года. С 1965 года День Победы – нерабочий праздничный день в нашей стране. А каким был первый день победы в 1945 году? Что происходило накануне этого дня? Предлагаем на эту тему редакционный материал.

День Победы 2019 года в Волгограде

9 мая 2019 года в Волгограде масштабно отметили 74-й День Победы в Великой Отечественной войне. Праздничные мероприятия во всех районах города и области начались еще в апреле. Город-герой получил право в День Победы носить славное имя – Сталинград. Алые гвоздики ковром покрыли гранит памятников. В парках звучали песни военных лет, на перекрестках появились регулировщицы в солдатской форме времен Великой Отечественной…

Реализуем Стратегию развития воспитания: патриотическое воспитание

Д.В. Полежаев

Воспитание патриотизма – общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания

Описан опыт патриотического воспитания по направлениям, реализуемым волгоградским региональным ресурсным центром гражданско-патриотического воспитания на базе ГАУ ДПО «ВГАПО».

Исследовательский метод обучения

И.А. Сыроедова

Исследовательский метод обучения естественнонаучным предметам в 8–11 классах

Проектно-исследовательская деятельность учащихся должна обладать признаками совместности, иметь общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленность на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектно-исследовательской деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов.

Е.В. Егорова, О.А. Степанчук

Учитель и его способность работать в новых условиях образования

Прежде чем приступить к реализации ФГОС общего образования, мы поставили цель выявить готовность учителя к формированию у учащихся исследовательской компетенции; способность создать научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся и учителей; выявить особенности субъектов образовательного процесса. Было проведено анкетирование, обучающий семинар для педагогов.

Ю.А. Байбакова

Исследовательский метод на уроках химии и во внеурочной деятельности

Урок-исследование вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, высокая мотивация посредством решения особо значимых для учащихся проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся.

Историко-педагогические юбилеи

А.П. Вехова

Крупская и отечественное образование

Представлен историко-педагогический очерк о жизни и профессиональной деятельности Н.К. Крупской в связи со 150-летием со дня рождения.

Мероприятия, посвященные 150-летию Н.К. Крупской

20 апреля 2019  г. общественная организация «Женская палата Волгоградской области», Волгоградская региональная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» совместно с областной библиотекой им. М. Горького  организовали конференцию, посвящённую 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской.

Проектный метод в обучении

Н.С. Костина, Н.С. Николаева

Интегрированные учебно-исследовательские проекты во внеурочной деятельности

Описан опыт применения проектного метода при организации интегрированных учебно-исследовательских проектов.

О.А. Бокова, Ю.Г. Трифонова

Проектный метод при изучении английского и русского языков в 5–11 классах

Основная идея обучения иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения определенными языковыми средствами.

М.Ю. Бородина

Организация проектной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время

Проектную деятельность можно организовывать на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов и при изучении материала любой сложности. При организации работы над проектом формируются такие ключевые компетенции, как информационные, коммуникативные, социальные.

100-летний юбилей А.И. Солженицына

Солженицын о школе и профессии педагога

100 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии (1970) Александра Исаевича Солженицына (1918-2008), исполнилось 11 декабря 2018 г. С некоторым опозданием, но от этого с не меньшей памятью, мы помещаем материалы о замечательном авторе таких произведений, как «Архипелаг ГУЛАГ», «Матренин двор», «В круге первом» и др. Нам интересны мысли А.И. Солженицына о школе, об образовании, о профессии педлагога. Эти материалы вполне могут быть использованы учителями в их практике.

Пять педагогических правил от Александра Солженицына

Будучи человеком разносторонним, Александр Исаевич не стремился это скрывать. Он каждодневно утверждал правило, что надо всячески использовать свою эрудицию и свой жизненный опыт в педагогической практике.

Начальное общее образование

Л.Д. Петрова

Мастер-класс на тему «Проектная деятельность учащихся начальных классов»

Представлена разработка мастер-класса по овладению приемами проектной деятельности согласно профстандарту «Педагог».

О.А. Ермоленко

Экологическое воспитание учащихся начальных классов в проектной деятельности

Работая с учащимися начальных классов, следует с первых дней обучения прививать им понимание того, что человек не может существовать вне природного окружения, Люди должны научиться бережливому отношению к природе, чтобы сохранить себя. Охранять природу следует не только потому, что она «наше богатство», но, прежде всего, в связи с ее самоценностью и значимостью для человека.

100 лет волгоградскому образованию

Из истории системы образования Волгоградской области

В 2019 году исполняется 100 лет волгоградской областной системе образования. Это был долгий путь. Некоторые историко-педагогические отрезки 100-летней траектории волгоградского образования редакция предлагает читателям. Использованы архивные материалы, систематизированные Д.В. Воронковым, ветераном педагогического труда, работавшим в Волгоградской академии последипломного образования в период 1996-2000 гг., а также книга о 85-летней истории академии.

Иноязычное образование

Н.Н. Сластя

Дистанционные Skype-технологии в иноязычном образовании

Современные цифровые технологии можно активно использовать в образовательном процессе. Это, безусловно, заинтересует нынешнюю молодежь больше, чем обычный учебник иностранного языка. Когда ребята получают возможность путешествовать по миру, при этом не прилагая особых усилий и материальных вложений родителей – это вдвойне приятно.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации

Е.Н. Маргарян

Cоциально-педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса: детская служба примирения и работа с опекунами

Обоснована актуальность создания детской службы примирения в общеобразовательном учреждении. Даны рекомендации по социально-педагогической поддержке обучающихся в целях бесконфликтного межличностного взаимодействия.

Е.П. Тарасенко

Психолого-педагогическое сопровождение опекаемых детей с ОВЗ

Раскрыта система и процесс психолого-педагогического сопровождения опекаемых детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

90 лет Волгоградской академии последипломного образования

А.Н. Кузибецкий

Волгоградская государственная академия последипломного образования: 1956–1979 годы

В журнале «Учебный год» (№ 3(48) за 2017 год) была опубликована статья, посвященная предстоящему в 2019 году 90-летию Волгоградской государственной академии последипломного образования. В ней рассматривался период 1916–1954 гг., в котором формировались истоки, и складывался базис истории академии. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей материалы, раскрывающие почти 25-летний период истории академии в 1956–1979 гг.

Краеведение

С.П. Сысоева

Формирование исследовательских умений старшеклассников          в курсах по литературному краеведению

Описан опыт формирования исследовательских умений старшеклассников в курсах по литературному краеведению.

Н.А. Степанчук, Н.Н. Егорова, А.С. Егорова

Мотивация учащихся к музейной деятельности в школьном краеведческом музее на основе психологических принципов влияния

Рассмотрены принципы влияния, успешно апробированные в урочное и внеурочное время для повышения мотивации учащихся к музейной деятельности в рамках функционирования школьного краеведческого музея.

Год театра в Российской Федерации

Гул затих. Я вышел на подмостки…

В рамках Года театра 27 марта 2019 г. в волгоградском Новом Экспериментальном театре состоялся конкурс школьных театров и юных артистов. Выступили 30 коллективов из образовательных учреждений Волгограда, Волжского, Камышина, Ленинска, Михайловки, Новониколаевского и Иловлинского районов.

И.Я. Вологина

Детско-юношеский театр «Мой Парнас»

Детско-юношеский центр «Мой Парнас» был создан в лицее № 8 «Олимпия» в 1996 году. Театр «Мой Парнас» сразу занял значительное место в эстетической, духовной, организационной и интеллектуальной жизни лицея.

С.А. Симанова

Театральная игра  как средство снятия физических и психологических зажимов

Предложено описание мастер-класса на основе опыта театрально-игровой деятельности.

Правовая консультация

Видеозапись и фотосъемки в образовательной организации: ограничения, запреты, возможности

Сейчас необычайно обострился вопрос, связанный с правомерностью использования изображений – видео и фотографий, сделанных с помощью телефона и других гаджетов. Не обошла стороной эта проблема и образовательные организации.

Хроника

Всероссийская научно-практическая конференция

14–15 мая 2019 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция учителей географии.

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший педагог-психолог года – 2019»

14–16 мая 2019 года состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Лучший педагог-психолог года». Программой конкурса предусматривались следующие конкурсные мероприятия: «Визитная карточка», «Защита психолого-педагогической технологии», «Открытое занятие с детьми», «Творческая мастерская» (испытание: кейс-стади онлайн).

По итогам областного конкурса профессионального мастерства «Лучший педагог дополнительного образования» в 2019 году

16 мая на базе Детско-юношеского центра Волгограда состоялась торжественная церемония закрытия областного конкурса профессионального мастерства «Лучший педагог дополнительного образования» в 2019 году. За организацию мероприятия отвечала ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования».

Правовая культура в современном образовательном пространстве

26 апреля 2019 г. состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве». Конференцию организовала кафедра права и методики преподавания права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ВГСПУ»).

Творчество

Е.М. Кузнецова

Стихи разных лет

Елена Михайловна Кузнецова родилась и живет в Тракторозаводском районе Волгограда, работает начальником экскурсионно-просветительского отдела интерактивного музея «Россия – Моя история».

И.Н. Хижняк

Постучалась осень мне в окошко…

Ирина Николаевна Хижняк работает в волгоградской гимназии № 11 учителем начальных классов. Это творческий учитель и человек с разносторонними интересами.  Как учитель она создала авторскую систему обучения на основе программы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет высшую квалификационную категорию и богатый опыт работы. Разносторонность ее интересов проявляется в поэтическом творчестве. Некоторые ее стихи мы впервые представляем в нашей рубрике

 

Образовательный
журнал
№ 2 (55) 2019
30 июня 2019 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
Скачать номер в формате PDF