400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 5 (58) ДЕКАБРЬ 2019


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Колонка главного редактора

С.В. Куликова

Новые рубежи – новые достижения!

В пятом номере главное внимание уделяется распространению опыта волгоградских учителей и других работников региональной системы образования. При этом предпочтение отдано опыту, формирующемуся в связи с реализацией в Волгоградской области Национального проекта «Образование» и приоритетных региональных проектов.

Гражданско-патриотическое воспитание: навстречу 75-летию Великой Победы

Е.Н. Акентьева, С.В. Куликова, А.Н. Кузибецкий, М.А. Святина

Сталинградская система образования во время Великой Отечественной войны

Описаны особенности функционирования во время Великой Отечественной войны муниципальных образовательных систем в северной, северо-восточной и северо-западной частях Сталинградской области, не захваченных врагом, а также в Сталинграде.

Л.П. Деева

Мы этой памяти верны: встреча детей дошкольного возраста с ветераном

Описано праздничное мероприятие для детей дошкольного возраста, составной частью которого является встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

Физическая культура

М.Е. Шилина

История физической культуры и спорта и проведение   физкультурно-спортивных парадов в Царицыне-Сталинграде-Волгограде с 1919 по 1990 гг

Охарактеризована история проведения физкультурно-спортивных парадов в Царицыне–Сталинграде–Волгограде в рамках развития физической культуры и спорта в период с 1919 г. по 1990 г.

Методическая поддержка начинающих педагогов

Н.И. Панютина, М.В. Долгачева

Система методической помощи начинающим учителям на основе медийной платформы «Скорая помощь»

Описана система методической помощи начинающим учителям, «ядром» которой является медийная платформа «Скорая помощь». Приведены примеры рекомендаций и охарактеризованы этапы создания медийной платформы.

Дошкольное образование

О.С. Федосова

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Раскрыты ценностное значение и мотивационный потенциал сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, охарактеризованы педагогические приемы и процесс формирования нравственных качеств дошкольников.

Оценка качества общего образования

О.Л. Ващенко

Результаты ОГЭ по биологии в 2019 г.: ошибки и рекомендации учителям

На основе анализа результатов ОГЭ по биологии в 2019 г. автор рассматривает ошибки и предлагает рекомендации учителям по подготовке девятиклассников к государственной итоговой аттестации.

Г.И. Ковалева

Методический анализ результатов ОГЭ по математике в 2019 году и рекомендации учителям

На основе анализа результатов ОГЭ по математике в 2019 году сформулированы рекомендации учителям по повышению эффективности подготовки учащихся.

В помощь учителям биологии

Симиренко: династия и сорт яблок

В 2019 году исполнилось 140 лет всеми любимому сорту яблок «Ренет Симиренко». Это может стать хорошим поводом для подготовки и проведения внеурочного мероприятия по биологии.

Тематика мероприятия может быть различной, например, интеллектуальный квест «Симиренко»; разговор в школьной ботанической лаборатории «Яблоня Симиренко у нас на даче», «Яблони Симиренко в саду моего дедушки»; публичная защита проекта «Сорт яблок «Ренет Симиренко»» и др.

Кафедра естественнонаучных дисциплин, информатики и технологии ГАУ ДПО «ВГАПО» (зав. кафедрой канд. пед. наук, доц. О.Н. Глоденко) подготовила материал, который могут использовать учителя биологии в рамках подготовки таких внеурочных мероприятий.

Ранняя профориентация и жизненное самоопределение обучающихся

Е.В. Чичулина, О.А. Степанчук

Ранняя профориентация в контексте жизненного самоопределения обучающихся

Рассмотрено понятие профориентации и некоторые эффективные приемы ее реализации в условиях общеобразовательного учреждения.

А.В. Головина, М.С. Демин, А.А. Ерина

Приемы психоподдержки ранней профориентации: волшебная история и рассказ из опыта личной жизни

Описаны приемы психоподдержки ранней профориентации и обосновано их применение в психологической логике косвенных внушений.

С.Ю. Игнатьева

Профориентационный аспект в практике учителя химии

Раскрыта система работы гимназии по ранней профориентации гимназистов на примере использования потенциала учебного предмета «Химия» для ориентации в сфере химических производств.

С.Ю. Маликова, И.В. Куликова

Жизненное самоопределение учащихся в проектной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин

Описан опыт формирования жизненного, прежде всего, профессионального самоопределения учащихся в проектной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин. В качестве примера рассмотрен экологический проект для учащихся 5–6 классов.

Социализация и предпрофильная подготовка

Е.А. Власова, О.И. Дундукова, Е.Г. Студнева

Социальное партнерство в системе средств социализации учащихся

Охарактеризованы научные принципы построения системы социального партнерства в лицее и описана ее роль в повышении успешности социализации и предпрофильной подготовки учащихся.

О.В.Свиридова

Cоциально-полезная деятельность учащихся в рамках казачьего и кадетского общего образования

В рамках социального партнерства описаны практики казачьего и кадетского образования в общеобразовательной школе.

Т.И. Яловенко

Социализация и адаптация учащихся как ресурс их профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение как личностный результат освоения учащимися основной общеобразовательной программы проявляется в сознательном и самостоятельном выборе ими профессии. Это действительно личностный результат, так как включает в себя нравственную, психологическую и практическую подготовку к профессии. Предполагается проектирование карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

О.А. Овчарова, А.А. Григорьянц, О.В. Серебрякова

Организация экологических акций в дошкольном образовательном учреждении

Описан опыт организации экологических акций в дошкольном образовательном учреждении.

Т.П. Луценко

Уголок леса в дошкольном образовательном учреждении как ресурс экологического воспитания дошкольников

Описан опыт изучения природы в уголке леса на территории детского сада.

Проектный метод

М.Ю. Бородина

Проектный метод на уроках химии и во внеурочное время для ранней профориентации учащихся

Представлен опыт применения проектного метода в ранней профориентации учащихся 8–11 классах.

Н.Н. Сластя

Профессиональное самоопределение учащихся   в проектной деятельности

Профориентация в школе должна быть направлена на развитие интересов учащихся, корректировку их ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентации должна отводиться изучению личности учащегося и его проектной деятельности.

Н.С. Костина, Н.С. Николаева

Метод проектов и интеграция учебных дисциплин во взаимосвязи с профессиональным самоопределением учащихся

Представлен опыт применения интегрированных занятий в урочное и внеурочное время для повышения качества общего образования во взаимосвязи с профессиональным самоопределением учащихся на основе проектной организации их деятельности с опорой на интеграцию учебных дисциплин в условиях гимназии.

Личностно-профессиональное развитие

Д.К. Сигаев

Технологии и личность учителя в обучении

Автор размышляет о месте личности учителя и применяемых им технологий в обеспечении качества обучения согласно приоритетам Национального проекта «Образование» и ФГОС общего образования.

Иноязычное образование

Н.В. Сиволапова

Уроки английского языка в системе профессионального развития учащихся

Описаны возможности учебного предмета «английский язык» в профессиональном развитии учащихся, начиная с третьего по одиннадцатый класс.

Исследования

А.Р. Осауленко

Учебно-исследовательская деятельность этнокультурной направленности учащихся общеобразовательного учреждения

Предложен способ организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по актуальной для научной сферы тематике, что приближает характер исследовательского поиска детей к научному исследованию.

Д.В. Дюльденко

Формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Представлены некоторые результаты и характеристики исследования учителя в начальных классах во взаимосвязи с формированием учебно-исследовательской деятельности учащихся.

С.С. Синяев

Технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта

Научно обоснована технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта. Рассмотрен процесс формирования коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта, который представлен в виде пошаговой, поэтапной, последовательной технологической карты, реализуемой в условиях квазипрофессиональной деятельности.

Хроника

День Академии в Светлом Яре

Муниципальная система образования Светлоярского района входит в Городищенский научно-методический округ Образовательного кластера Волгоградской области. Это уже четвертое мероприятие кластера в Городищенском научно-методическом округе. До этого подобное мероприятие состоялось в Дубовском муниципальном районе, а еще раньше в самом Городище.

Международные педагогические чтения   «Ранняя профориентация и жизненное самоопределение обучающихся»

21 ноября 2019 года Волгоградская государственная академия последипломного образования совместно с волгоградским региональным отделением Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» провела международные педагогические чтения по проблеме «Ранняя профориентация и жизненное самоопределение обучающихся».

Кластерный семинар-практикум в Михайловке

27 ноября 2019 года на базе МКОУ « Средняя школа № 3 городского округа город Михайловка Волгоградской области» состоялся семинар-практикум по вопросам инклюзивного образования. Участниками семинара-практикума стали более 100 педагогов из 8 муниципальных районов. Это муниципальные районы, входящие, прежде всего, в Михайловский научно-методический округ регионального Образовательного кластера, а также близлежащие к нему.

Творчество

100 лет Мустаю Кариму

20 октября 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения советского, российского поэта и национального поэта Башкортостана Мустая Карима

Наша землячка Александра Пахмутова: 90 лет со дня рождения

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Бекетовке, на юге теперешнего Волгограда. Уже в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Начавшаяся в июне 1941 года война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе.

Елена Гончарова: «С вами я и сердцем и душой…»

4 декабря 2019 г. в волгоградской библиотеке им. В. М. Шукшина состоялся творческий юбилейный вечер и презентация восьмого сборника стихов Е. М. Гончаровой «Женское сердце».

Новые стихи Владимира Попова

Владимир Николаевич Попов – наш постоянный автор. Он живет в Еланском районе Волгоградской области, где долгое время возглавлял районный отдел народного образования. Сейчас Владимир Николаевич – пенсионер, заслуженный учитель РФ, член Союза писателей России.

 

 

Образовательный
журнал
№ 5 (58) 2019
25 декабря 2019 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
Скачать номер в формате PDF