400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]
4-5 октября 2018 г. состоялся Международный образовательный форум «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы». Учредителями и организаторами форума выступили: Российская академия образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Научно-образовательный центр РАО ВГСПУ, Волгоградская государственная академия последипломного образования.
Форум посвящен 75-летию Российской академии образования, которое научно-педагогическое сообщество отметило 6 октября. 75 лет назад, в трудную годину Великой Отечественной войны, 6 октября 1943 года, было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об организации Академии педагогических наук РСФСР». Академии вменялось в обязанность: научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах, подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров по педагогике и психологии. Академия была призвана обобщать опыт лучших педагогов страны, оказывать научную помощь школам, кафедрам педагогики высших учебных заведений в подготовке к изданию школьных учебников и учебных пособий. Первым президентом АПН РСФСР был утвержден академик В.П. Потёмкин, Народный комиссар просвещения РСФСР.
В августе 1966 г. АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР, которая, в свою очередь, в 1992 г. реорганизована в Российскую академию образования (РАО).
Форум 4 октября 2018 г. в конференц-зале ВГСПУ открыла Савина Л.М., председатель комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. Она подчеркнула актуальность проблемы непрерывности педагогического образования в контексте важнейшего принципа российской государственной образовательной политики – обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности.
Сославшись на Указ Президента РФ №204 от 7.05. 2018 и Национальный проект «Развитие образования» на 2018-2024 гг., Лариса Михайловна обратила внимание присутствующих на необходимость непрерывного личностно-профессионального развития кадров в современных условиях инновационного развития системы образования, в том числе в Волгоградской области.
Обновленная система непрерывного педагогического образования как раз и может стать инструментом решения этой задачи, – отметила Лариса Михайловна. В Волгоградской области механизм обеспечения непрерывности педагогического образования – это устойчиво действующий с 90-х годов прошлого века Университетский комплекс непрерывного педагогического образования во главе с ВГСПУ. Успешно дополняет и расширяет потенциал комплекса Волгоградский образовательный кластер в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, созданный в 2013 году по инициативе ГАУ ДПО «ВГАПО», поддержанной областным комитетом по образованию и науке.
Открывая форум, к участникам обратились с приветствием: Левицкий Михаил Львович, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО, и Коротков Александр Михайлович, ректор ВГСПУ, профессор РАО. Вел пленарное заседание академик РАО Сергеев Николай Константинович, д-р пед. наук, профессор.
В пленарной сессии форума прозвучало 8 докладов по актуальным тематикам непрерывного педагогического образования. Так, Левицкий М.Л., академик РАО (Москва), выступил по проблеме «Цифровые технологии и качество образования».
Богуславский М.В., чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, зав. центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО (Москва) доложил традициях и инновациях в деятельности Российской академии образования, посвятив свой доклад ее 75-летию.
Вопросы реализации сетевых научно-образовательных проектов в системе непрерывного педагогического образования проанализировал в своем докладе Коротков А.М., ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград).
Традиции и современный взгляд на непрерывное образование педагога представил Сергеев Н.К., академик РАО, директор Волгоградского научно-образовательного центра РАО, зав. кафедрой педагогики ВГСПУ (Волгоград).
Проблеме творческого применения учителем достижений наук об образовании посвятил свой доклад Сериков В.В., чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, проф., зам. директора Института стратегии развития образования РАО (Москва).
Ответ на вопрос о том, может ли непрерывное образование функционировать без образовательной деятельности, предложил в докладе Белозерцев Е.П., д-р пед. наук, проф. кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж).
Специфику стратегического менеджмента и гибких методологий управления реализацией стандартов подготовки по педагогическим направлениям проанализировал Бермус А.Г., д-р пед. наук, проф., и.о. зав. кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета (Ростов-на-Дону).
О проблемах и тенденциях развития единого пространства дополнительного профессионально-педагогического образования говорила в докладе Куликова С.В., профессор РАО, д-р пед. наук, проф., ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования (Волгоград).
Во второй половине дня 4 октября состоялись три секционных заседания и межрегиональная конференция форума по проблеме «Подготовка специалистов для реализации воспитательной деятельности: теория и практика».
На секционных заседаниях рассматривались: теоретико-методологические проблемы, концепции, теории и технологии непрерывного педагогического образования (секция 1), вопросы преемственности общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования в подготовке педагогов (секция 2), зарубежный опыт подготовки педагогических кадров в контексте принципа непрерывного образования (секция 3).
Руководителями межрегиональной конференции форума были: директор ФКЦ по подготовке вожатских кадров, доц. Лесконог Н.Ю. (Москва), зам. руководителя ОКЦ ЮФО по подготовке вожатских кадров, проф. Сахарчук Е.И. (Волгоград), проректор по воспитательной деятельности, социальным вопросам и молодежной политике ВГСПУ, доц. Зудина Е.В. (Волгоград).
По программе конференции состоялось пленарное заседание и две секции: секция 1 «Общие проблемы создания воспитывающей среды» и секция 2: «Подготовка вожатских кадров для взаимодействия и работы в образовательных организациях».
5 октября форум продолжился в выездном формате, в образовательных учреждениях Волгограда, где проведены дискуссионные площадки по актуальным вопросам непрерывного педагогического образования.
Так, площадка 1 по теме «Создание единого пространства дополнительного профессионального педагогического образования» прошла в Волгоградской государственной академии последипломного образования.
Площадка 2 «Система патриотического воспитания лицеистов как фактор развития воспитывающей среды Волгоградского педагогического лицея-интерната им. Ф.Ф. Слипченко» проведена в авторской школе народного учителя СССР Ф.Ф. Слипченко, которую теперь возглавляет его ученик Пиндыч А.В., директор лицея.
Площадка 3 «Эффективные практики взаимодействия педагогов с детскими общественными объединениями и организациями (РДШ, Юнармия и др.) как новый ресурс воспитательной деятельности» состоялась в СШ № 54 г. Волгограда.
Завершился форум 5 октября круглым столом, где подведены итоги обсуждения проблемы и сформулированы предложения в адрес РАО, органов управления образованием федерального и регионального уровней. Высказано пожелание, чтобы материалы круглого стола опубликовать в журнале «Педагогика».