400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru
29 октября 2025 года при методической поддержке регионального (научно-методического) центра инклюзивного образования ГАУ ДПО «ВГАПО» в государственном казенном общеобразовательном учреждении «Котовская школа-интернат» состоялся региональный научно-методический семинар по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с нарушением интеллекта: проблемы и пути их решения», мероприятие прошло в рамках региональной инновационной площадки ГКОУ «Котовская школа-интернат»: «Социально-педагогическое проектирование как средство формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната».
В мероприятии приняли активное участие более 70 педагогов, узких специалистов, заместителей директоров государственных казенных, бюджетных и муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоградской области.
В начале работы семинара гостей приветствовал вокальный ансамбль «Домисолька». Руководитель Борисевская Н.А., учитель музыки, педагог дополнительного образованияГКОУ «Котовская школа-интернат».
На планерном заседании семинара с приветственным словом выступила заместитель директора по учебной работе ГКОУ «Котовская школа-интернат» Семеникова Т.М.
Стратегию развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года представила участникам семинара Юдина Т.Г.преподаватель кафедры коррекционной педагогики, физической культуры и ОБЗР, руководитель регионального научно-методического центра инклюзивного образования ГАУ ДПО «ВГАПО».
В условиях современной действительности наиболее актуальной проблемой является повышение уровня гражданско-патриотического развития у молодежи. О показателях формирования общероссийской идентичности и общественно государственных задачах данного процесса в своем видео выступлении рассказал профессор, заведующий кафедрой педагогики и воспитательной деятельности Полежаев Д.В.
Макарова А.А., методист государственного казенного общеобразовательного учреждения «Котовская школа-интернат» в своем выступлении подчеркнула, что гражданско-патриотическое воспитание является общественно-государственной задачей, а в условиях школы — интерната гражданско-патриотическое воспитание — одно из приоритетных задач реализации региональной инновационной площадки. Осветила вопрос формирования гражданско-патриотических чувств и качеств у обучающихся с нарушением интеллекта средствами социально-педагогического проектирования в рамках реализации РИП.
Закатова К.Г., руководитель РУМО заместителей директоров по воспитательной работе, подчеркнула важность включения детей с ОВЗ и инвалидностью в деятельность Движения Первых. Карина Генриховна рассказала участникам семинара об инструментах активизации гражданско-патриотической деятельности в процессе воспитания.
Работа презентационных площадок инновационных методов и подходов к организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с нарушением интеллектаосуществлялась по трем секциям.
Первая секция была посвящена практикереализации ученических проектов.
Об организационно-педагогических условиях реализации ученических проектов в системе гражданско-патриотического воспитания детей с нарушением интеллекта рассказала Фокина Т.А., заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Участники семинара под руководством Макаровой А.А., методиста ГКОУ «Котовская школа-интернат», закрепили полученные теоретические знания во время участия в «Методическом марафоне: Ученический проект в вопросах и ответах: навигатор для педагогов».
Вторая секция была посвящена музейному делу как форме работы по гражданско – патриотическому развитию обучающихся.
Жупанов В.И., учитель истории ГКОУ «Котовская школа-интернат» провел экскурсию по школьному музею «Боевой славы».Собрания музея документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. Выделены четыре главных музейных раздела. Два из них носят краеведческий характер. Это разделы, посвященные Сталинградской битве и нашим землякам, участникам войн и вооруженных конфликтов.
Брагина Ольга Петровна, педагог-библиотекарь ГКОУ « Котовская школа-интернат» провела с участниками семинара мастер-класс: «Интерактивные сервисы — ресурс для формирования гражданско-патриотических знаний у обучающихся»
Третья секция была посвящена общественно-значимой деятельности как форме работы по гражданско – патриотическому развитию обучающихся.
Шишова Н.А. социальный педагог ГКОУ «Котовская школа-интернат» рассказала о функционировании родительской гостиной в условиях школы-интерната, направленной на повышение гражданско-патриотической компетентности родителей средствами социально-педагогического проектирования.
О взаимодействие школы-интерната с социальными партнерами в рамках формирования гражданско-патриотических чувств и качеств у обучающихся познакомила гостей семинара Яковлева И.С., воспитатель ГКОУ «Котовская школа-интернат». Представитель общественного движения «Волонтеры г. Котово, Волгоградской области «СВОИ» Буткова Е.В. провела для участников семинара мастер-класс по плетению маскировочных сетей для СВО.
По окончанию работы презентационных площадокпедагог-психологГКОУ «Котовская школа – интернат» Артюхова Л.А. выступила с результатами мониторинга реализации РИП по гражданско-патриотическому направлению. Отмечены: положительная динамика уровня развития гражданско-патриотического воспитания у обучающихся; положительная динамика уровня компетентности у педагогов школы-интерната по формированию гражданско-патриотического воспитания у обучающихся средствами социально-педагогического проектирования.
Во время подведение итогов работы Юдина Татьяна Геннадьевна отметила, что во время проведения регионального научно-методического семинара определены основные цели, задачи, направления, методы и приемы работы педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с нарушением интеллекта. Все мероприятия прошли на высоком профессиональном уровне в атмосфере дружеского делового общения.