400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru
29 октября 2025 года состоялся важный этап профессионального роста педагогов региона — единый методический день секций и подразделений регионального учебно-методического объединения педагогов, реализующих АООП «Современный урок/занятие по ФГОС: проблемы, подходы, решения», организованный региональным (научно-методическим) центром инклюзивного образования кафедры коррекционной педагогики, физической культуры и ОБЗР государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».
Цель мероприятия заключалась в обмене лучшими педагогическими практиками психолого-педагогического сопровождения обучающихся ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и углубленном изучении проблем, подходов и решений, касающихся современного урока и занятия в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Участники обсудили актуальные вопросы организации образовательного процесса, внедрения инновационных методик и технологий обучения, направленных на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Всего в мероприятиях приняли участие более 350 педагогов из государственных и муниципальных образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области.
Площадками для проведения семинаров-практикумов стали: ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 2», ГКОУ «Волгоградская школа дифференцированного обучения», МОУ НШ № 2 Ворошиловского района Волгограда, ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда», ГКОУ «Волжская школа № 1», ГАУ ДПО «ВГАПО», РЖД: Приволжская детская железная дорога, с приветственным словом гостей радушно встречали директора.
Особое внимание было уделено вопросам формирования доступной среды и индивидуального подхода к каждому ученику.
Педагоги – дефектологи (33 сурдопедагога) из Волгограда, Ленинска, Волжского в рамках заседания говорили о новых компетенциях, которые требуются от специалистов, о работе на занятиях и с родителями, и с ребенком, о перестройке эмоционального взаимодействия ребенка с родителями на новой сенсорной основе, вне зависимости от его возраста и срока имплантации; об особенностях развития слухового восприятия на индивидуальных занятиях, о роли эмоционального развития обучающихся с кохлеарным имплантом. В заключении заместитель директора по УВР Максимцева Т.А. и методист школы-интерната Кучмаренко О.М. подвели итог: провели открытый микрофон. Желающие выступили с ответным словом, поделились своими впечатлениями о совместной интересной и плодотворной работе на семинаре-практикуме.
В ходе семинара-практикума педагоги-дефектологи (21 тифлопедагог) обсудили формы, приемы обучения детей с нарушением зрения. На примерах своих уроков/занятий тифлопедагоги продемонстрировали применение современных практик, методик, направленных на повышение качества образования слабовидящих и незрячих обучающихся. Тематика и содержание мастер-класса по арт-дизайну, презентаций по использованию коррекционных технологий для зрительно-моторной координации, эмоциональной сферы детей с ОВЗ вызвали вовлеченность и интерес у участников семинара, что свидетельствует об успешности проведения мероприятия.
Секция педагогов-тьюторов и педагогов-дефектологов (подразделение олигофренопедагогов) провели мероприятие совместно с Ресурсным центром по инклюзивному образованию детей с интеллектуальными нарушениями. В первой части семинара-практикума были освещены основные положения нормативных документов, регламентирующих структуру современного урока, были проанализированы обязательные структурные компоненты занятия и возможности их эффективной реализации. Во второй части семинара («Открытые уроки и практикумы» и «Творческая мастерская») была организована работа по секциям: в трех был продемонстрирован практический опыт реализации структурных компонентов современного урока в контексте деятельности педагогов различных специализаций – учителя начальных классов в тандеме с педагогами-тьюторами (Позднякова Ю.С., учитель начальных классов, Курышкина Ю.В., воспитатель, тьютор, Совкова В.М., педагог-тьютор), педагогов-психологов (Хадынова Ю.В. и Нерушай А.И., педагоги-психологи), учителя дефектолога (Ладожина Е.А.) и учителя-логопеда (Неупокоева Т.П.). В рамках работы «Творческой мастерской» педагоги представили присутствующим мастер-классы, в процессе которых они познакомили с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, которые можно использовать в коррекционной работе с обучающимися с ТМНР (Самохина М.Р., Усманова Р.А. и Рязанова Л.В., воспитатели ДОУ, Костромина М.А., учитель-логопед), а также развитие сенсорных систем ребенка с ОВЗ через работу с тактильными мешочками (Выгловская И.В., учитель-дефектолог).
В рамках Единого методического дня прошло совместное заседание секции учителей-логопедов РУМО и Регионального ресурсного центра инклюзивного образования детей с нарушениями речи. Педагогам была представлена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учителя-логопеда, обзор специальных учебников и пособий для обучающихся с нарушением речи. Участники семинара представили разнообразные формы работы на логопедическом занятии, поделились опытом и продемонстрировали практические приёмы и эффективные методики работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами.
Педагоги службы СПС на семинаре-практикуме получили важную информацию: о создании практико-ориентированных заданий по функциональной грамотности, формировании учебного поведения у обучающихся с РАС через визуальные опоры, технологиях сенсорной интеграции и здоровьесбережения, знания о цифровых приёмах мотивации школьников с интеллектуальными нарушениями.
Для учителей трудового обучения семинар-практикум открыла приглашенный спикер Тимофеева Марина Алексеевна, старший преподаватель ЦНППМ ТОГИРРО (Тюменский областной государственный институт регионального развития образования) с докладом на тему: «Реализация Концепции развития системы наставничества в Тюменской области: традиции и инновационные аспекты». Далее коллеги рассмотрели вопросы применения игровых технологий на уроках труда (технологии) по профилю «Швейное дело» для обучающихся с нарушениями интеллекта, представили фрагменты деловых игр по направлению «Озеленитель» и «Швейное дело» и провели их с присутствующими педагогами.
16 учителей физической культуры поделились опытом практической работы с обучающимися РАС и особенностями проведения урока АФК, были продемонстрированы эффективные методы и приемы работы с обучающими ОВЗ и инвалидностью, даны рекомендации молодым специалистам.
Учителя начальной школы, 42 человека, из Волгограда и Волгоградской области на семинаре‑практикуме провели практические мастер-классы, продемонстрировали присутствующим лучшие практики работы с обучающими с интеллектуальными нарушениями.
Педагоги изобразительного искусства и декоративно‑прикладного творчества имели возможность не только поучаствовать в традиционном пленэре, но и посетили музей РЖД, Приволжская детская дорога, где прошла краеведческая лекция от участника секции РУМО и практические занятия. Работы педагогов подарены РЖД для оформления постоянной экспозиции.
В процессе совместной работы по проблеме организации современного урока/занятия по ФГОС перед педагогами возник вопрос, какой цифровой инструмент может помочь в проектировании программ? Решение есть! Интерактивный конструктор, представленный на сайте института коррекционной педагогики, позволяет педагогу в несколько кликов создавать персонифицированные коррекционные программы. После теоретической части коллеги приступили к практическому заданию — составлению программ по предметам. Педагоги актуализировали свои знания по основным положениям проектирования технологической карты урока/специального (коррекционного) занятия и методическим требованиям к их проведению. Материал вызвал живой интерес и был признан актуальным всеми присутствующими
В заключительной части мероприятий руководители секций и подразделений РУМО ознакомили присутствующих с Положением о проведении регионального педагогического конкурса «Создание образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», который пройдет с 05 ноября 2025 года по 28 января 2026 года.
Мероприятие завершилось обсуждением дальнейших перспектив по развитию РУМО педагогов, работающих над реализацией АООП. Был намечен ряд практических рекомендаций и инициатив, направленных на поддержку профессиональной компетентности педагогов и обеспечение качественного образовательного процесса. Гости и участники семинара сердечно поблагодарили организаторов за предоставленную возможность обмена практическим опытом и междисциплинарным взаимодействием. Педагоги отметили высокую практическую ценность мероприятия.