400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 3 (56) СЕНТЯБРЬ 2019


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

Колонка главного редактора

С.В. Куликова

От обновления формата – к новым задачам и достижениям!

Этот номер журнала можно с уверенностью назвать социально-гуманитарным. Ряд материалов ориентирует педагогов на создание условий для творческой самореализации обучающихся, формирование у них творческих способностей и исследовательской культуры при изучении предметов гуманитарной направленности и в процессе создания рукописной книги, а также на пробуждение патриотических чувств учащихся в проектно-исследовательской деятельности.

100 лет волгоградской системе образования

Столетие развития для будущего

В 2019 году исполнилось 100 лет системе образования Волгоградской области как самостоятельного субъекта Российской Федерации.

Окончательная дата формирования Царицынской губернии в нынешних географических границах 20 апреля 1919 года может считаться началом отсчета столетнего периода существования Волгоградской системы образования.

Образование сегодня – вклад в будущее

26 августа 2019 г. в городе Волжском, который отмечает свое 65-летие, состоялось традиционное совещание педагогических работников Волгоградской области «Образование определяет будущее».

430 лет Волгограду

Славный город над Волгой-рекой

7 сентября 2019 года исполнилось 430 лет со дня основания Волгограда в 1589 году. Эта дата отмечается как День города Волгограда.

За свою 430-летнюю историю город несколько раз менял название. До 1925 года он носил название Царицын, с 1925 по 1961 год – Сталинград. Это город-герой, важнейший пункт обороны Царицына и Сталинградской битвы. Образует городской округ город Волгоград.

Национальные и региональные проекты по развитию образования

Л.П. Макарова, А.Н. Кузибецкий, Л.В. Максимова

Проект «Окна возможностей: социокультурные практики ранней профориентации и жизненного самоопределения обучающихся» (второй период реализации)

Волгоградское региональное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» совместно с ГАУ ДПО «ВГАПО» разработали в 2018 году проект «Окна возможностей: социокультурные практики ранней профориентации и жизненного самоопределения обучающихся». Проект получил поддержку в конкурсе грантов Президента РФ1. В настоящее время проект реализуется на площадке лицея № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда. Партнером проекта выступает ГАУ ДПО «ВГАПО», обеспечивающая научно-методическую, информационную и консультационную поддержку.

Иноязычное образование

С.А. Шапкина

Формирование проектной и исследовательской культуры обучающихся при обучении английскому языку

Описан эффективный опыт формирования проектной и исследовательской культуры обучающихся при обучении английскому языку.

Т.В. Кошкарева

Проектная технология обучения английскому языку на уроках и во внеурочной деятельности

Описаны приемы реализации проектной технологии обучения английскому языку на уроках и во внеурочное время в 2–11 классах.

Филологическое образование

Материалы о подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения Д.А. Гранина

Российский писатель и общественный деятель Даниил Александрович Гранин ушел из жизни 4 июля 2017 г. в Санкт-Петербурге на 99-м году. По жизни это был фронтовик, проектировщик, автор книг и сценариев к фильмам, общественник, неравнодушный к людям и судьбе России.

Т.И. Яловенко, Н.Н Сластя

Формирование исследовательской культуры обучающихся при изучении предметов гуманитарной направленности

Описан общий подход к формированию исследовательской культуры обучающихся при изучении предметов гуманитарной направленности.

З.А. Ярыгина

Лингвистическая сказка и проектная творческая мастерская на уроке русского языка в 6 классе «Повторение изученного по теме «Глагол»»

Описан сценарий урока русского языка, посвященного повторению «Глагола» в 6 классе с составлением лингвистических сказок по теме и применением метода проектной творческой мастерской.

Документы

Есть ли место смартфонам на уроках?

20 августа 2019 года за подписями руководителя Роспотребнадзора А. Поповой и руководителя Рособрнадзора С. Кравцова вышел официальный документ, регламентирующий использование устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

За что и как можно отчислить ребенка из школы

Согласно закону «Об образовании в РФ» отчислить ребенка из школы можно в двух случаях: 1) по собственной инициативе или инициативе родителей; 2) по решению руководства школы об исключении ребенка, достигшего 15-летнего возраста, в качестве меры дисциплинарного взыскания.

Патриотическое воспитание

С.В. Зубарь, Л.Н. Склянкина, Е.О. Фаустова

Пробуждение патриотических чувств учащихся в проектно-исследовательской деятельности

Проектом «Через века, через года – помните!» реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование любви, гордости за свой народ, Родину, о том, что память поколений – залог мира. Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста и затрагивает актуальные проблемы современности.

Л.И. Карнова

Проект «Рукописная книга «Меч Победы»» как средство творческой самореализации учащихся

Статья посвящена рассмотрению интегрированного творческого проекта по созданию рукописной книги «Меч победы» учащимися 7 класса.

Начальное общее образование

Н.И. Назарова, И.В. Чижова

Организация учебно-исследовательской деятельности   учащихся в начальных классах на диагностической основе

Представлен опыт организации учебно-исследовательской деятельности первоклассников на основе мониторинга учебно-воспитательного процесса в лицее.

Н.В. Михина

Формирование исследовательских навыков учащихся на уроках развивающего обучения по системе В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина в начальных классах

Описаны уроки деятельностного типа и приемы формирования исследовательских навыков у учащихся начальных классов на основе применения системы развивающего обучения по В.В. Давыдову – Д.Б. Эльконину.

Личностно-профессиональное развитие учителей

Е.В. Егорова, О.А. Степанчук

Профессиональные дефициты и личностно-профессиональное развитие учителей в сфере формирования исследовательской деятельности учащихся

Рассмотрены общие вопросы формирования исследовательской деятельности учителей, обозначены профессиональные дефициты учителей в данной сфере и намечены пути их преодоления в личностно-профессиональном развитии.

Экологическое воспитание

Т.В. Хритонина

Неогеографическая игра: содержание и особенности организации

В Волжском гуманитарном институте предложено применять неогеографическую игру. В течение 2017 года, который был объявлен в России годом экологии, учащиеся нашей школы участвовали в городской неогеографической игре, организованной гуманитарным институтом. Школьная команда «Шерлоки» заняла первое место.

Н.Н. Сластя, Я.В. Котова

Окружающая среда – своими руками

Описан опыт реализации длительного общешкольного проекта «Окружающая среда – своими руками» и предприняты плодотворные попытки его педагогического осмысления.

Применяем профессиональные стандарты

В.Н. Анненков

Региональный компонент профессионального стандарта «Педагог»: трудовая функция В/16.6 «Предметное обучение. Физическая культура»

Предложен региональный компонент профессионального стандарта «Педагог» в виде предметного модуля «Предметное обучение. Физическая культура», отражающего приоритеты физкультурного образования, принятые в Волгоградской области.

В.Н. Анненков

Региональный компонент профессионального стандарта «Педагог»: трудовая функция В/17.6 «Предметное обучение.       Основы безопасности жизнедеятельности»

Предложен региональный компонент профессионального стандарта «Педагог» в виде предметного модуля «Предметное обучение. Основы безопасности жизнедеятельности», отражающего приоритеты реализации ФГОС общего образования в сфере безопасности жизнедеятельности, принятые в Волгоградской области.

И.П. Чередниченко

Региональный компонент профессионального стандарта «Педагог»: трудовая функция      В/14.6 «Предметное обучение. Химия»

Предложен региональный компонент профессионального стандарта «Педагог» в виде предметного модуля «Предметное обучение. Химия», отражающего приоритеты химического образования, принятые в Волгоградской области.

С.П. Казачкова, М.В. Николаева

Региональный компонент профессионального стандарта           «Педагог»: трудовая функция В/09.6 «Предметное обучение. Начальные классы. Окружающий мир»

Предложен региональный компонент профессионального стандарта «Педагог» в виде предметного модуля «Предметное обучение. Начальные классы. Окружающий мир», отражающего приоритеты начального общего образования, принятые в Волгоградской области.

90 лет Волгоградской академии последипломного образования

А.Н. Кузибецкий

Волгоградская государственная академия последипломного образования: 1979–1990 годы

В журнале «Учебный год» (№ 2 (55) за 2019 год) была опубликована статья, посвященная предстоящему в 2019 году 90-летию Волгоградской государственной академии последипломного образования. В ней рассматривался период 1956–1979 гг., в котором происходило укрепление академии и переход к работе на основе программного и комплексного подходов.

В этом номере мы предлагаем вниманию читателей материалы, раскрывающие почти 11-летний период истории академии в 1979–1990 гг.

Хроника

Методические секции накануне августовского совещания 2019 года

23 августа 2019 года, в рамках программы мероприятий по проведению традиционного совещания педагогических работников Волгоградской области специалистами Волгоградской государственной академии последипломного образования были организованы секции для руководителей методических объединений учителей-предметников и ряда профильных специалистов сферы образования.

Творчество наших читателей

Владимир Николаевич Попов

Осенние мотивы

 

 

Образовательный
журнал
№ 3 (56) 2019
30 сентября 2019 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
Скачать номер в формате PDF