400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: vgapo@volganet.ru

Система мониторинга качества дошкольного образования

Приказ Облкомобразования №613 от 23.07.2021 «Об утверждении концепции реализации системы  мониторинга качества дошкольного образования»

 

Система образования Волгоградской области включает 1438 организаций, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности, в которых получают образование более 485 тыс. обучающихся и воспитанников. Общая численность педагогических работников составляет более 25 тыс. человек.

В 742 образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, получают образование более 107 тыс. обучающихся и воспитанников, в том числе 3,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, работают более 9,6 тыс. педагогических работников. В настоящее время система дошкольного образования представляет собой широкий спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. По состоянию на 2021 год доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет составляет 100%.

Внешним ресурсом развития качества дошкольного образования выступают образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования, учреждения методического сопровождения и общественные объединения педагогов дошкольного образования:

  • кафедра педагогики дошкольного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»;
  • кафедра дошкольного и начального общего образования государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования» (далее именуется – ГАУ ДПО ВГАПО);
  • Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Волгоградской области  государственного бюджетного учреждения для детей, нуждающихся
    в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», созданная в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения
    их комплексного психолого-медико-педагогического обследования;
  • Государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения», который является региональным ресурсным центром по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и региональным ресурсным центром по оказанию ранней помощи;
  • отдел методического сопровождения общего образования государственного казенного учреждения «Центр развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области» (далее именуется –ГКУ «Центр развития и сопровождения образования Волгоградской области»);
  • научно-методический совет по дошкольному образованию г.Волгограда;
  • региональное отделение Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» по Волгоградской области;
  • профильная рабочая группа по вопросам поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Волгоградской области, являющаяся постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, образованным для реализации государственной политики в области повышения качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Волгоградской области, а также в реализации соответствующих программ и мероприятий.

Большой опыт работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья накоплен в государственном бюджетном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».  В данном учреждении работают:

  • группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности для детей в возрасте с 2 месяцев до 7 лет. В этих группах реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного образования компенсирующей направленности, с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции   недостатков  в  речевом,  психическом  развитии;
  • отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции (далее именуется – отдел реабилитации и коррекции), целью которого является организация и проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется – ОВЗ) через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Отдел реабилитации и коррекции в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: диагностическую, консультативную, информационно-просветительскую, методическую;
  • отдел, осуществляющий разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Основной целью деятельности отдела является реализация мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в том числе путем взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, осуществляющими управление в сфере образования.

Опыт участия в федеральных конкурсах профессионально-педагогического мастерства и реализации мероприятий федеральных, государственных программ развития образования, национальных проектов «Образование», «Демография» является одним из ресурсов развития системы дошкольного образования и повышения  его качества.

Выявлению талантливых педагогических работников, их поддержке и поощрению, распространению передового опыта способствует ежегодный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года». В целях распространения опыта лучших дошкольных образовательных организаций, поддержки инновационных разработок и технологий комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется – комитет) проводится конкурс «Дошкольная образовательная организация года». Ежегодно 60 педагогических работников, активно проявивших себя в конкурсном движении, становятся обладателями премии Волгоградской области, из них 25 – это представители дошкольных образовательных организаций.

В целях распространения лучшего опыта инклюзивного образования, поддержки инновационных разработок и технологий по социальной адаптации воспитанников с ОВЗ и с инвалидностью комитетом ежегодно проводится областной конкурс «Лучшая инклюзивная школа», одной из номинаций которого является «Лучший инклюзивный детский сад». Авторские разработки и уникальные практики в 2021 году представили 12 образовательных организаций Волгоградской области. Первое место среди дошкольных образовательных организаций у муниципального образовательного учреждения «Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда», представившего модель инклюзивного образования «Маленькие шаги в большой мир». Выявлению талантливых педагогов, их поддержке и поощрению, распространению передового опыта психолого-педагогического сопровождения способствуют ежегодные конкурсы профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», «Лучший педагог-психолог».

Педагоги образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (далее именуется – ДОО) активно принимают участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатели России». Так, в 2018 году два педагога ДОО Волгоградской области заняли 1 и 2 место, в 2019 году — 1 место, 2020 году — три педагога 1 место и один педагог — 2 место по результатам народного голосования.

Более 50 ДОО являются региональными инновационными площадками и 58 — федеральными инновационными площадками, которые ежегодно с целью распространения успешных практик в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее именуется – ФГОС ДО) представляют свой опыт на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В рамках реализации федерального и регионального проектов «Поддержка семей, имеющих детей» (с 2021 года – федеральный и региональный проект «Современная школа») национального проекта «Образование» в регионе ведется работа консультационных центров с целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью. Специалистами 32 консультационных служб единой региональной консультационной службы «Гармония» оказано более 35000 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.

С целью развития вариативных форм дошкольного образования, связанных с реализацией идей доступности и повышения качества дошкольного образования, в регионе созданы и функционируют 288 консультационных центров по оказанию услуг психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи. Общее количество обращений в очном режиме и в дистанционной форме за 2020 год составило  21476 единиц.

Реализация в 2018-2020 годах мероприятия регионального проекта «Содействие занятости (Волгоградская область)» национального проекта «Демография» позволила создать 4671 дополнительное место для детей от 2 месяцев до 3-х лет в ДОО.

В Волгоградской области вопросу проведения мониторинговых исследований, целью которых выступает повышение качества дошкольного образования, уделяется пристальное внимание.

В 2016 году Волгоградская область принимала участие в лонгитюдном исследовании качества дошкольного образования с использованием международного инструмента «Шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R». С 2018 года регион участвует в апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования, рекомендованного управлением оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов в Российской Федерации.

С 2019 года Волгоградская область участвует в апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования, разработанного Национальным институтом качества образования (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов в Российской Федерации от 26.09.2019 № 13-58/61/13-9994 «О проведении апробации инструментария мониторинга качества дошкольного образования»).

Участие Волгоградской области в данных исследованиях позволило выявить зависимости между профессиональными дефицитами педагогических работников и управленческих кадров и дефицитами образовательной среды ДОО, а также определить ряд проблемных зон в области качества дошкольного образования:

  • недостаточный уровень насыщенности, многообразия и доступности развивающей предметно-пространственной среды;
  • недостаточный уровень удовлетворенности родителей (законных представителей детей) условиями, созданными для детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ;
  • недостаточный уровень системной работы по взаимодействию с семьями воспитанников (реализация лишь отдельных мероприятий);
  • отсутствие единого подхода к оцениванию качества образовательных программ дошкольного образования и содержания образовательной деятельности.

Таким образом, выделенные проблемные зоны в области качества дошкольного образования определяют необходимость не только совершенствования образовательной среды, повышения качества образовательных программ, обогащения содержания образовательной деятельности, повышения качества управления на уровне ДОО, муниципалитета и региона, но и построения целостной региональной системы мониторинга качества дошкольного образования в Волгоградской области.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИИ