400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 4 (49) ДЕКАБРЬ 2017


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Колонка главного редактора        (стр. 3)

С.В. Куликова

Уважаемые читатели! 

…в любом творческом деле важно не только видеть приоритеты, но и иметь образцы эффективного решения проблем, продуктивные проектные разработки. Понимая это, мы  в первом номере представляем читателям продукты деятельности региональных инновационных площадок.

75 лет Победы под Сталинградом (стр. 4)

Празднование 75-летия Сталинградской битвы в Волгограде

На праздничные мероприятия, приуроченные к 75-летию разгрома в Сталинграде советскими войсками немецко-фашистских войск, прибыл Президент России В.В. Путин. В рамках торжественных мероприятий В.В. Путин посетил мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, возложил венок к Вечному огню в Зале славы и почтил память погибших советских воинов минутой молчания. Затем он возложил цветы на могилу дважды героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И. Чуйкова, расположенную на территории мемориала.

  • Праздничные мероприятия 2 февраля 2018 года в Волгограде
  • Военный парад в честь 75-летия Победы в Сталинградской битве

Реализуем Стратегию развития воспитания: патриотическое воспитание  (стр. 8)

Т.В. Архангельская, О.В. Пахомова

Распространение эффективного опыта патриотического воспитания региональной инновационной площадкой лицея

Описано распространение опыта патриотического воспитания региональной инновационной площадкой, рабочим органом которой выступает Центр инновационного развития патриотического воспитания.

Е.А. Бутина

Школьный музей как ресурс интеграции школы и социума в патриотическом воспитании детей и молодежи 

Проанализирован потенциал школьного музея как ресурсообразующего центра патриотического воспитания детей и молодежи на безе региональной инновационной площадки.

О.В. Гончарова, И.В. Губанова, О.В. Собина

Проектный метод патриотического воспитания дошкольников 

Предложен опыт применения региональной инновационной площадкой проектного метода для создания единого инновационного пространства совместных действий педагогического коллектива, воспитанников, их родителей в решении задач духовно-нравственного развития и патриотического воспитания на основе историко-культурных российских традиций.

Т.В. Лесникова, Н.В. Бахмачева

Социально-педагогический проект «Дерево Памяти» в системе патриотического воспитания обучающихся

Описан опыт организации социально-педагогического проекта патриотической направленности региональной инновационной площадкой по проблемам кадетского образования.

Реализуем Стратегию развития воспитания:   духовно-нравственное развитие и воспитание  (стр. 16)

К.В. Зелинский, М.А. Блошкина

Долгосрочный проект «Свидание с музыкой» в воспитании учащегося как человека культуры

Представлен опыт региональной инновационной площадки по духовно-творческому развитию учащихся с ориентацией на образ Человека культуры в рамках проекта «Свидание с музыкой».

Е.В. Харитонова, Л.А. Метелкина, Н.В. Колесникова, И.В. Игнатова, Г.И. Попова

Сетевой арт-фестиваль «Россия. Проекции времени»

Описана система образовательных событий, направленных на духовное развитие обучающихся, в том числе формирование их российской гражданской идентичности, в рамках сетевого арт-фестиваля, организованного региональной инновационной площадкой.

Реализуем Стратегию развития воспитания:   гражданско-правовое образование (стр. 22)

Г.И. Попова, С.Н. Степанько, Н.В. Зайцева, Ю.В. Еременко, Н.П. Потапова

Инновационная практика гражданско-правового образования в лицее 

Описана практика гражданско-правового образования, сформированная региональной инновационной площадкой, путем интеграции учебных предметов и внеурочной деятельности, включая реализацию программы практикума по граждановедению для учащихся 7–8 классов на основе пособия «Компас», нормативно-правовое обеспечение, организационно-деятельностную игру «Федерация», публикации в лицейской газете «Федералист» и др.

Применяем федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (стр. 25)

Е.В. Костина

Организация применения ФГОС СОО в гимназии на основе проектирования среды свободного выбора

Описан опыт региональной инновационной площадки по пилотному применению ФГОС СОО в условиях среды свободного выбора гимназиста.

Е.А. Терехова,  Е.Д. Камышанская

Единство внеурочной деятельности учащихся лицея-интерната с их учебной деятельностью на занятиях по русскому языку  и литературе

Представлена созданная региональной инновационной площадкой эффективная практика обеспечения единства внеурочной и учебной деятельности учащихся лицея-интерната в условиях применения ФГОС общего образования.

Е.И. Белик

Формирование индивидуальных образовательных траекторий в 5–8 классах на основе ФГОС основного общего образования

Представлен опыт региональной инновационной площадки по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-8 классов согласно образовательным запросам детей и родителей, включая предметно-прикладные пробы, раннюю профориентацию, сопровождение образовательных запросов семей учащихся

Иноязычное образование  (стр. 31)

Н.Б. Плякина

Погружение учащихся в языковую среду при изучении немецкого языка в гимназии

Представлен опыт региональной инновационной площадки по эффективному использованию потенциала погружения учащихся в искусственные и реальные языковые среды при изучении немецкого языка.

Е.В. Холодковская

Международный школьный обмен как форма внеурочной деятельности в иноязычном образовании

Представлен опыт региональной инновационной площадки по созданию и применению практики международных школьных обменов как формы внеурочной деятельности в иноязычном гимназическом образовании.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей (стр. 35)

Н.А. Олейникова, А.М. Несерина, С.В. Гуляшова, О.В. Гребенникова

Формирование финансовой грамотности во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей

Описан опыт региональной инновационной площадки по формированию финансовой грамотности детей во внеурочной деятельности и по программам дополнительного образования.

Учебно-исследовательская деятельность (стр. 38)

Е.И. Ласкова, И.В. Игнатьева, С.Н. Пятницына, О.Н. Боброва, Е.В. Меньшикова, Л.А. Белоножкина

Школьное научное общество «Планета успеха» и конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Я – исследователь»

Описан опыт региональной инновационной площадки по организации функционирования научного общества и конкурса учебно-исследовательских работ учащихся на основе взаимодействия с учреждениями высшего образования.

Инженерно-техническое творчество и робототехника  (стр. 41)

Т.В. Левченко, А.П. Сычев

Инженерно-техническое развитие обучающихся на основе программы «Робототехника» в центре детского технического творчества

Представлен опыт региональной инновационной площадки по разработке и реализации программы «Робототехника» с целью инженерно-технического развития обучающихся.

О.А. Тарасова, А.В. Исаев

Многоуровневая система ресурсной поддержки детского инженерно-технического творчества

Представлен опыт региональной инновационной площадки по созданию многоуровневой системы ресурсной поддержки инженерно-технического творчества детей посредством сетевого взаимодействия учреждений высшего и дополнительного образования с автономной некоммерческой организацией.

Профессиональное самоопределение (стр. 46)

В.А. Назаренко

Тьюторское сопровождение педагогами индивидуального выбора учащихся в сфере профессионального самоопределения 

Представлена практика региональной инновационной площадки по тьюторскому сопровождению педагогами индивидуального выбора девятиклассников в сфере профессионального самоопределения и будущего профиля обучения.

Е.А. Погорелова

Профессионально-ориентированное воспитание и кадетское обучение в школе учащихся-кадетов МЧС

Представлена эффективная практика региональной инновационной площадки по профессионально-ориентированному воспитанию и кадетскому образованию учащихся-кадетов МЧС в общеобразовательной школе.

Образовательные технологии (стр. 50)

С.Х. Тахтарова, А.А. Лащенов, Т.А. Лопатина

Когнитивная образовательная технология и технология смешанного обучения в школе

Описан опыт региональной инновационной площадки по применению когнитивной образовательной технологии и организационной технологии смешанного обучения на уроках в условиях реализации ФГОС общего образования на соответствующих общеобразовательных уровнях.

Л.В. Арчакова, А.Г. Сафронова, И.Г. Волжанова, Л.Ю. Кирюхина, Н.В. Головачева

Технология индивидуализации при проведении             интегрированных уроков и массовых мероприятий

Представлена практика региональной инновационной площадки по применению технологии индивидуализации в формате интегрированных уроков и связанных с ними массовых мероприятий.

В.А. Картунов

Урок по теме  «Закон сохранения импульса» в десятом классе

Предложена разработка урока физики на основе сочетания личностного и деятельностного подходов с применением проблемно-задачной и диалогической технологий обучающей деятельности учителя в единстве с воспитательной деятельностью.

Реализуем Стратегию развития воспитания:   экологическое воспитание и краеведение (стр. 58)

Е.В. Шатская, Н.В. Христофорова

Диагностика экологического сознания детей дошкольного возраста в практике региональной инновационной площадки

Раскрыты особенности диагностики сформированности элементов экологического сознания у детей дошкольного возраста с использованием диагностических ситуаций и адаптированной для дошкольного возраста психологической методики «ЭЗОП» В.А. Ясвина.

Н.А. Бузина, Е.М. Чепелева

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках экспериментирования в экологической комнате детского сада

Представлен опыт региональной инновационной площадки по реализации деятельностного подхода в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников во время экспериментирования в специально оборудованной экологической комнате детского сада.

С.В. Корочинская, Е.В. Красюкова

Изучение историко-культурного наследия родной страны в образовательных путешествиях

Описан опыт региональной инновационной площадки по применению технологии образовательного путешествия для изучения обучающимися разных возрастов историко-культурного наследия родной страны.

Е.М. Елизарова

Программа внеурочной деятельности «Мой край родной» в начальных классах

Описаны особенности реализации региональной инновационной площадкой программы внеурочной деятельности «Мой край родной» в начальных классах.

О.А. Овчарова, И.В. Шарипова,  Е.А. Кузнецова

Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста с помощью интерактивных игр-приложений на основе сервиса LearningApps.org

Представлен опыт региональной инновационной площадки по разработке интерактивных игр-приложений на основе сервиса LearningApps.org для ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста.

Летний отдых детей и подростков (стр. 70)

Е.В. Назаренко

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пришкольном лагере дневного пребывания

Представлен опыт региональной инновационной площадки по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся начальных классов по программе весенней и летней смен.

Личностно-профессиональное развитие (стр. 74)

Е.В. Белоконь, О.Ф. Горбатенко

Методическое сопровождение самообразования педагогов детского сада как средство развития  их инновационного потенциала

Рассмотрены особенности методического сопровождения самообразования педагогов детского сада в условиях региональной инновационной площадки.

Г.А. Солодовникова, Е.Б. Кузнецова

Творческий союз «Славянский ковчег» как форма методического взаимодействия педагогов в сфере декоративно-прикладного искусства

Представлен опыт региональной инновационной площадки по организации методического взаимодействия педагогов образовательных учреждений в сфере декоративно-прикладного искусства для эффективного использования потенциала народных ремесел и промыслов в воспитании российской гражданской идентичности детей.

С.В. Прохорова, О.А. Северина, А.А. Ермолаева

Методическое объединение учителей 4–5 классов как форма реализации преемственности начального и основного уровней общего образования

Описано, как в опыте региональной инновационной площадки осуществляется преемственность в деятельности учителей и учащихся на начальном и основном уровнях общего образования в формате межпредметного методического объединения.

Среднее профессиональное образование  (стр. 81)

Г.А. Голикова, М.Н. Ломова

Творческие мастерские в практике техникума как региональной инновационной площадки

Охарактеризован опыт региональной инновационной площадки по разработке и применению технологии творческих мастерских, сориентированных на развитие творческих способностей студентов к познанию в профессионально значимых сферах.

 К.В. Попов

Дуальная подготовка квалифицированных кадров в сфере автомобильного транспорта в соответствии с профессиональными стандартами и стандартами WORLDSKILLS

Рассмотрена организация региональной инновационной площадкой системы дуальной подготовки квалифицированных кадров в сфере автомобильного транспорта во взаимодействии с предприятиями и в соответствии с требованиями к квалификациям стандартов WORLDSKILLS.

Хроника (стр. 85)

Международная научно-практическая конференция «Сталинград – символ героизма, патриотизма и сплоченности народов России и мира»

Международная научно-практическая конференция открылась 24 января 2018 года в недавно созданном в Волгограде уникальном интерактивном музее «Россия — моя история». Конференция стала одним из первых мероприятий из 200 запланированных в волгоградском регионе по программе празднования 75-летия Сталинградской победы.

Творчество (стр. 87)

Народный учитель – о подвиге народа

22 февраля, в канун Дня защитника Отечества, в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете состоялась презентация уникальной книги «Бессмертный Сталинград», вышедшей к 75-летию Сталинградской победы.

Ю. В.Лепехин

Предисловие к книге «Бессмертный Сталинград»

«…у меня буквально заходится сердце, когда я вижу, как иные радетели ложно понимаемой чистоты и беззаботности детских душ пытаются убрать из воспитательного процесса углубленное изучение нашего героического прошлого. Не дай нам бог забвением предать защитников нашей земли. Это как предать самого себя…»

Образовательный
журнал
№ 4 (49) 2017
30 декабря 2017 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
  Скачать номер в формате PDF