400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]
Архив| Предыдущий номер | Следующий номер
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРАКолонка редактора 3 С.В. Куликова К новому качеству образования 3 Четвертый номер за 2018 год отличается тем, что в нем собраны крупицы педагогического опыта, показывающего возможности достижения нового качества образования на основе Указа Президента РФ В.В. Путина от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента РФ имеет фундаментальное значение для российской системы образования в условиях ее инновационного развития. 75 лет Сталинградской Победы 6 А.Н. Кузибецкий Патриотическое воспитание и уроки Победы в Волгограде Патриотическое воспитание в волгоградской системе образования опирается на высочайший воспитательный потенциал Сталинградской битвы и победы под Сталинградом. В связи с этим широко используются материалы, посвященные этим историческим событиям. Это особенно востребуется в связи с реализацией волгоградскими педагогами и образовательными учреждениями «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где гражданское и патриотическое воспитание определены в числе основных направлений развития воспитания. Космонавтика и астрономия: в помощь учителю 9 55 лет полету в космос В.В. Терешковой: материалы для уроков и внеурочных занятий 16 июня 1963 года, 55 лет назад, первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова впервые совершила одиночный космический полет на корабле «Восток-6». Эта замечательная дата вошла в историю российской космонавтики, и она вполне может стать темой урока астрономии или физики в школе. Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»» Минобрнауки России подготовлены изменения в федеральный компонент государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089) в части изучения учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования. Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» в качестве обязательного на уровне среднего общего образования С целью организации эффективной работы по изучению учебного предмета «Астрономия» в общеобразовательных организациях субъектов РФ Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия». Учителю на заметку: 110 лет со дня Тунгусской космической катастрофы 1908 года Леонид Алексеевич Кулик – ученый и гражданин При изучении темы «Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность» в разделе «Природа тел Солнечной системы» по программе курса астрономии Страут Е.К. (базовый уровень, 11 класс) в ознакомительном плане можно рассмотреть с учащимися историю исследований и природу «Тунгусского метеорита». Историко-педагогические юбилеи 19 Василий Александрович Сухомлинский: 100 лет со дня рождения Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) был талантливым педагогом-новатором, одним из основателей гуманной педагогики. Его научной лабораторией стала Павлышская школа в Украине. Здесь апробированы такие педагогические находки, как: «Школа под голубым небом», «Школа радости» (для шестилетних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни (для старшеклассников), родительская школа. Его имя широко известно в разных странах. 28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Эта дата включена в международный календарь ЮНЕСКО. Нравоучительные рассказы и сказки от В.А. Сухомлинского В помощь учителям мы помещаем два рассказа В.А. Сухомлинского, в которых автором раскрываются личностные приоритеты гуманной педагогики: пробуждение человеческого в человеке, формирование ответственности перед собственной совестью, воспитание сердцем, размышления о бескорыстии. 100 лет системе дополнительного образования 26 А.В. Леонтович Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского Описаны история, традиции, содержание функционирования и перспективы развития Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского как проекта в области дополнительного образования детей. Психопрофилактика в образовательных учреждениях 30 А.П. Кубанцева, П.П. Кучегашева, Н.В. Орешкина, Е.А. Пономарева Проблема школьного буллинга: позиция Буллинг (или иначе – школьная травля) – очень сложная и болезненная тема для всех участников образовательного процесса. Практически каждый, кто учился или работает в школе, встречался с ситуацией травли хотя бы раз. Это переживание очень травматично. К сожалению, в российском образовании оно мало осознано и до сих пор не послужило поводом для выработки последовательных действий, направленных на искоренение этого явления. Реализуем Стратегию развития воспитания: формирование уважения к историческому наследию 37 Комсомол – не просто возраст… Что мы знаем про ВЛКСМ, организацию, отметившую вековой юбилей 29 октября 2018 года исполнилось 100 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи, организации, которая более 70 лет объединяла миллионы советских молодых людей, олицетворявшей достоинства и достижения «страны победившего социализма», и впитавшей и пороки коммунистической идеологии… Владимир Березин Литературная история ВЛКСМ в шести орденах, с прологом и эпилогом Писатель Владимир Березин перечисляет ордена комсомола и размышляет о том, в каком литературном герое каждый из комсомольских подвигов можно персонифицировать. Государственно-общественное управление образованием 43 А.В. Леонтович, Н.В. Мазыкина Профессиональное педагогическое сообщество как фактор развития проектного управления научно-практическим образованием в регионах России Представлен опыт Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» как пример эффективной общественной профессиональной организации в структуре государственно-общественного проектного управления научно-практическим образованием в РФ. Применяем профессиональные стандарты 47 О.М. Степанчук Планирование урока астрономии в форме технологической карты деятельности учителя и учащихся Представлен способ планирования урока астрономии в форме технологической карты деятельности учителя и учащихся с учетом требований профессионального стандарта «Педагог». В.А. Болдырева Планирование и проведение урока литературы в девятом классе с применением технологии образовательного квеста Описан опыт планирования и проведения в девятом классе урока литературы с применением технологии образовательного квеста. Представлен способ выполнения трудового действия «Планирование и проведение учебных занятий», входящего в структуру обучающей деятельности учителя согласно профстандарту «Педагог». И.М. Васильева Приемы педагогической деятельности по развитию устной речи первоклассников Описан опыт применения педагогических приемов по развитию устной речи первоклассников в контексте выполнения учителем заданного профессиональным стандартом «Педагог» трудового действия, предусматривающего формирование у учащихся метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий. 190-летний юбилей великого Л.Н. Толстого 60 Несравненный художник жизни Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – гениальный русский писатель, просветитель и мыслитель. Он внес огромный вклад в русскую литературу и историю. Был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук (1873), почетным академиком по разряду изящной словесности (1900). Л.Н. Толстой – писатель, еще при жизни признанный главой русской литературы. Шахматы в школе 64 Владимир Путин: шахматы – красивый вид спорта Президент РФ В.В. Путин в сентябре 2018 года встречался с членами сборных команд России по шахматам и пожелал им успехов на соревнованиях . Шахматисты приезжали в Сочи на сборы перед 43-й Всемирной шахматной олимпиадой, которая прошла в Батуми с 23 сентября по 5 октября. Во время встречи Президент РФ говорил с шахматистами о необходимости популяризации игры в России и о воспитании нового поколения шахматистов, в том числе на базе центра «Сириус». Е.И. Руднянская Профессиональная компетентность учителя в обучении младших школьников основам шахматной игры С научных позиций проанализирована профессиональная компетентность учителя, подготовленного к обучению учащихся, в том числе начальных классов, основам шахматной игры. В помощь организаторам обучения детей шахматам в школе. Общеобразовательная программа «Шахматы – школе» Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. ЕГЭ: рекомендации, результаты, предложения 77 Т.А. Стяжина, В.А. Петров ЕГЭ – 2018 по химии в Волгоградской области Систематизированы рекомендации по предупреждению типичных ошибок выпускников на основе анализа результатов ЕГЭ по химии в 2018 году. Хроника 83 Международный образовательный форум в Волгограде 4–5 октября 2018 г. состоялся Международный образовательный форум «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы». Учредителями и организаторами форума выступили: Российская академия образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Научно-образовательный центр РАО ВГСПУ, Волгоградская государственная академия последипломного образования. День Академии в Палласовке 9 октября 2018 г. по договоренности с Комитетом по образованию администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области (председатель О.В. Лелюк) проведен День Волгоградской государственной академии последипломного образования в Заволжском научно-методическом округе регионального Образовательного кластера. День Академии в Котово 30 октября 2018 г. по договоренности с Отделом по образованию администрации Котовского муниципального района Волгоградской области (начальник Е.С. Друзюк) проведен День Волгоградской государственной академии последипломного образования в Камышинском научно-методическом округе регионального Образовательного кластера. Творчество 89 Сто лет нашему земляку поэту Михаилу Луконину 29 октября исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного поэта, дважды лауреата Государственной премии СССР, нашего земляка Михаила Луконина. У Михаила Луконина вышло 50 книг. Многое есть в фондах областной библиотеки им. Горького. Сохранились сборники стихов, поэмы, переводы, полные собрания сочинений поэта, изданные в СССР с 1947 по 1979 годы: «Стихи Сталинграду» (1947), «День сталинградской весны» (1948), «Фронтовые стихи» (1974). Именем М. Луконина назван Волгоградский Союз писателей. Его имя носит улица в Тракторозаводском районе Волгограда. М. Луконин. Стихи разных лет Новогодние поздравления от классиков |
Образовательный
журнал
№ 4 (53) 2018
5 декабря 2018 года
Основан
в мае 2001 года
Выходит 4 раза в год
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
Редактор
Г.Л. Пикус
|
![]() |