400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 3 (61) СЕНТЯБРЬ 2020


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

Колонка главного редактора

С.В. Куликова

Горизонтальное обучение и горизонты развития

Второй год содержательной канвой номеров журнала «Учебный год» выступает реализация национального проекта «Учитель будущего». Проект ориентирован на решение архиважных задач: повышение уровня профессиональной квалификации работников образования в условиях создания в школе цифровой образовательной среды; развитие профессиональных сообществ педагогов; поиск инновационных форматов в создании условий для личностно-профессионального развития и профессионального роста учителей.

Настоящий номер также предлагает читателям материалы, раскрывающие опыт решения задач проекта. В частности, модернизации процессов повышения квалификации учителей, где в качестве «триггера» будет выступать учебная деятельность в системе «равный равному». В этой связи у читателя появится возможность поближе познакомиться с такими феноменами, как: «горизонтальное» обучение, «попутное» обучение, парагогика, орф-подход, организация интернет-сообществ и др.

Парады Победы

Парад Победителей

75 лет назад в честь окончания Великой Отечественной войны состоялся Парад Победы. Это было легендарное событие, которое совершилось 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. В параде участвовали победители – 24 маршала Советского Союза и родов войск, 249 генералов, 2 536 офицеров, 31 116 сержантов и рядовых солдат и матросов, 1850 единиц боевой техники.

Парад наследников Победы

24 июня 2020 года в Москве на Красной площади состоялся Парад в ознаменование 75-летия Победы советских войск над немецко-фашистскими войсками в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Парад в честь 75-летия Победы в Волгограде

Утром, 24 июня 2020 года, в Волгограде прошел военный парад, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это была перекличка эпох, исторический диалог победителей и наследников Победы.

Концерт «Победа» на Мамаевом кургане

Поздно вечером, 24 июня 2020 года, на главной высоте России состоялся концерт мастеров искусств в рамках проекта «Победа» с лазерной инсталляцией на монумент Родины-матери.

 

Дошкольное образование детей с ОВЗ

В.Ф. Жесткова

Организация учителем-логопедом коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Описаны особенности работы по коррекции речевого недоразвития детей дошкольного возраста в связи с применением ФГОС дошкольного образования. Актуализирована потребность во взаимодействии всех участников образовательных отношений и их объединения в коллективный коррекционно-педагогический субъект.

О.П. Жиркова,  В.С. Попова

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности старших дошкольников с речевыми нарушениями

Рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения личности дошкольников с нарушением речи, проанализирована система средств и потенциал сопровождения, включая просвещение родителей и учет стиля общения в семье.

Л.Н. Мишуринская

Психолого-педагогическая коррекция трудностей в развитии  личности ребенка-дошкольника в театрализованной деятельности

Описан опыт психолого-педагогической коррекции трудностей в развитии личности ребенка-дошкольника посредством погружения в театрализованную деятельность.

 

Региональные инновационные площадки

Т.Г. Юдина, В.Н. Петрова, И.А. Жданова

Проект «Я понимаю мир. Мир понимает меня» в общеобразовательном учреждении

Описан практико-ориентированный проект, реализованный в общеобразовательном учреждении, в рамках социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Горизонтальное обучение

Парагогика как современная теория горизонтального обучения

В 2014 году на русском языке была опубликована статья Дж. Корнелли и Ч. Дж. Даноффа (в переводе И. Травкина), излагающая новую теорию «горизонтальной» учебной деятельности и обучения, которое рассматривалось как учение и обучение по модели «равный равному». Эту теорию авторы назвали парагогикой. Мы предлагаем дайджест статьи о парагогике как современной теории горизонтального обучения

Т.А. Затямина

Личностно-профессиональное развитие педагогов-музыкантов в сетевых интернет-сообществах

Проанализированы возможности предметных и тематических интернет-сообществ в личностно-профессиональном развитии педагогов-музыкантов. Рассмотрен развивающий потенциал интернет-сообществ на основе анализа общностного знания в его ценностно-смысловом аспекте, в контексте влияния на овладение компетенциями в сферах коммуникации, самопрезентации, информирования и знания.

Н.Г. Шалаева, Н.Б. Берсенева

Мастер-класс как очная форма «горизонтального обучения»: потенциал личностно-профессионального развития педагога

В контексте общих положений парагогики рассмотрен опыт проведения мастер-классов как «горизонтального обучения» в очном формате, охарактеризован потенциал мастер-классов для личностно-профессионального развития участников.

 

Начальное общее образование

В.П. Провоторова

Подготовка первоклассников к усвоению табличного умножения

Описан опыт учителя начальных классов по подготовке учащихся к усвоению табличного умножения в 1 классе. Благодаря подготовке усвоение табличного умножения учащимися во 2 классе происходит без затруднений, сознательно и прочно.

И.Н. Хижняк

Опыт обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: трудности и достижения

Представлен ретроспективный анализ опыта овладения системой развивающего обучения по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову в начальных классах, охарактеризованы основные трудности и способы их преодоления.

 

Музейная педагогика

О.А. Сорокина, М.М. Сенаторова

Мини-музей «Солнце» для детей дошкольного возраста

Рассмотрено строение и организация мини-музея «Солнце» в дошкольном учреждении, проанализированы структурные блоки и включенный в них педагогический инструментарий дошкольного воспитания.

 

История образования

Л.Э. Заварзина, Л.Ю. Панина

К истории создания Петербургского педагогического общества

В статье прослежены факторы, обусловившие создание Петербургского педагогического общества, история его возникновения и значение этого сообщества для российского образования.

 

Технологии обучения химии

В.А. Семенютина

Современные педагогические методы и технологии в обучении химии

Рассмотрены возможности применения в обучении химии технологий проблемного обучения, процессно-ориентированного изучения химии, проектного обучения во взаимосвязи с использованием интернет-ресурсов, что является основой для выработки учащимися навыков, востребуемых от учащихся ситуациями жизнедеятельности в XXI веке.

 

Русский язык

М.А. Бондаренко

Расширение лексического запаса учащихся при подготовке проектных заданий по русскому языку

Охарактеризованы возможности проектных заданий по расширению лексического запаса учащихся 5–9 классов при изучении русского языка, даны методические советы учителям.

 

Детские проекты: 75-летие Великой Победы

П.А. Бондаренко, Е.В. Шершидская, С.В. Савинова

Лица Победы: социальный проект

Описан ход выполнения социального проекта «Лица Победы», охарактеризованы переживания исполнителей и предложен способ структурирования текста к стендам-картам героев Великой Отечественной войны.

С.Д. Гузенко, Б.П. Бобик, С.В. Савинова

Спортсмены – участники Великой Отечественной войны

Описан замысел, ход выполнения и результаты детского проекта «Спортсмены – участники Великой Отечественной войны».

 

Клубные формы организации внеурочной деятельности

Т.А. Дудина

Занятие дискуссионного клуба по теме «Нужно ли пересматривать итоги Второй мировой войны»

В связи с описанием опыта районного дискуссионного клуба «Эрудит» показана важность дискуссионной формы организации внеурочной деятельности для мотивации учащихся к изучению истории, обществознания и к общественно полезной деятельности, для сохранения и укрепления исторической памяти учащихся.

 

Правовая консультация

В рубрике собраны материалы, раскрывающие право студентов старших курсов учреждений высшего образования работать учителями и педагогами дополнительного образования. Помимо этого, охарактеризованы изменения в учебных планах общего образования на 2020-2021 учебный год. Подробно рассмотрены также шесть актуальных вопросов оценивания обучающихся в рамках промежуточной аттестации, включая оценивание результатов урочной и внеурочной деятельности, результаты ВПР и НИКО, а также выбор оценочных шкал и оформление аттестатов. Предложен ответ на вопрос об урегулировании разногласий по вопросам оценивания обучающихся, их родителей и педагогов.

Актуальные вопросы оценивания обучающихся

О праве студентов старших курсов учреждений высшего образования работать учителями и педагогами дополнительного образования

Об изменениях в учебных планах общеобразовательных учреждений на 2020–2021 учебный год

 

Семейное консультирование

М.Н. Малюгина, О.В. Быховая

Организация функционирования консультационного пункта в дошкольной образовательной организации

Представлен опыт правоприменения статьи 64 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в виде организации функционирования Консультационного пункта в дошкольной образовательной организации, раскрыты цели, содержание, направления и способы семейного консультирования в Консультационном пункте.

 

Хроника

Август–2020: областные педагогические мероприятия

К началу учебного года, как никогда ранее, обострилась потребность в совместном обсуждении образовательной ситуации. Этому как раз и были посвящены областные педагогические мероприятия, состоявшиеся 27–28 августа 2020 года. Они впервые проходили в онлайн-режиме и были организованы Волгоградской государственной академией последипломного образования совместно со специалистами Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области и при поддержке стратегических партнеров.

 

Литературные юбилеи

Строгий артистический талант 150 лет со дня рождения И.А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель, лауреат Нобелевской премии «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». Сам Иван Алексеевич писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе и не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом». Его творчество оказалось вне границ Серебряного века.

Ксения Куприна: «Я знаю, что.. мой отец жив в своих книгах, стоящих на полках миллионов людей»

Александр Куприн – известный российский писатель и переводчик. Он прожил всего 68 лет, но в его биографии, как в приключенческом кино, соединились радостные и трагические события, взлеты и разочарования.

 

Творчество

Н.П. Тюрина

К 75-летию великой Победы: книга «Детям о Великой Отечественной войне»

В 2020 году, отмечая 75-летие великой Победы, мы вновь обращаемся к подвигам тех, кто ценою собственной жизни остановил врага. О том суровом и героическом времени рассказывает новая книга издательства «Просвещение» «Детям о Великой Отечественной войне».

 

 

 

Образовательный
журнал
№ 3 (61) 2020
30 сентября 2020 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
Скачать номер в формате PDF