400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 1 (63) МАРТ 2021


Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Колонка главного редактора о воспитании

С.В. Куликова

Воспитание молодежи: аксиологический потенциал категории «Отечество»

В год празднования 800-летия Великого князя Александра Невского особенно символичным становится обращение к категории «Отечество», требующей уточнения, содержательного описания, ценностного осмысления с позиции современных задач российского общества в сфере воспитания. На фоне исторических свидетельств жизненного пути и подвигов А. Невского, эта категория выступает в качестве истинной российской ценности и нравственного ориентира для подрастающего поколения современной России, обладая колоссальным воспитательным потенциалом.

78-летие Сталинградской Победы

Праздничные мероприятия

2 февраля 2021 года в России отметили День воинской славы, символизирующий победное завершение 78 лет назад легендарного сражения – Сталинградской битвы. Это кровопролитное сражение изменило весь ход Второй мировой войны и положило начало коренному перелому в Великой Отечественной войне.

Дети-герои, у которых совсем не было детства

Сталинградские дети во время боев в Сталинграде не только познали ужасы войны, но и проявляли мужество и отвагу в борьбе с фашистами. Голодные и оборванные, они прятались от бомбежек в подвалах полуразрушенных домов и в холодных глубоких оврагах. Но они же, юные сталинградцы, трудились в цехах заводов сражающегося города, были медсестрами и разведчиками, сражались в партизанских отрядах на территории оккупированных районов. Многие дети были награждены медалями и орденами. Но многие и погибли, защищая родной город.

О геноциде жителей бывшей Сталинградской области

В Следственном комитете РФ сообщили, что следственными органами Следственного комитета РФ по Волгоградской области по результатам процессуальной проверки и изучения архивных материалов о массовых убийствах мирных граждан в период Великой Отечественной войны на территории Сталинградской области (ныне Волгоградской области) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 357 УК РФ.

Патриотическое воспитание

Федеральный проект о патриотическом воспитании граждан РФ

Выступая на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке с докладом о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», министр просвещения РФ С. Кравцов заявил о разработке нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2021–2024 гг.

Паспорт федерального проекта «Патриотическое воспитание   граждан Российской Федерации» (извлечения)

Л.И. Борисова, Д.В. Борисов

Урок Победы в форме внеклассного мероприятия «Мой Сталинград: гордимся, помним, чтим»

Представлена разработка Урока Победы в форме внеклассного занятия для старшеклассников, в котором совмещены исторические и экономические знания, воспитание и обучение учащихся.

М.М. Дускалиева

Урок Победы в форме классного часа «За Волгой для нас земли нет!»

Представлена разработка Урока Победы в форме классного часа о Сталинградском сражении и о памятнике-ансамбле «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Совмещены исторические, литературные, художественно-изобразительные и музыкальные средства патриотического воспитания учащихся 6–7 классов.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей

Т.А. Гаврюшина, Г.Г. Гулай

Воспитательный смысл первого занятия в творческом объединении «Школа юного спасателя»

Описан педагогический сценарий первого занятия в «Школе юного спасателя», раскрыто целевое предназначение творческого объединения, охарактеризованы компоненты занятия в аспекте его воспитательного влияния на личности обучающихся.

А.В. Пономарева

Приобщение детей к социокультурным российским традициям на занятии в объединении «Доброе ремесло»

Описано занятие в объединении «Доброе ремесло», охарактеризован ход занятия, виды деятельности педагога и детей, выделены ценностно-смысловые аспекты занятия, определяющие его воспитательное влияние на детей.

Ж.В. Постоева

Путешествие по загадочной планете

Описано занятие в кружке изобразительного искусства маленькой сельской школы, выделены организационные и воспитательные моменты занятия, определяющие его влияние на ценностное становление детей.

Т.В. Ярцева

Воспитательные аспекты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Художественное выжигание по ткани»

Проанализированы воспитательные аспекты занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Художественное выжигание по ткани».

Е.И. Провоторова

Воспитание детей в туристско-краеведческой деятельности

Охарактеризованы возможности воспитания детей, в том числе с девиациями поведения, в туристско-краеведческой деятельности на базе детского объединения «Горизонт». Раскрыты эмоционально-ценностный, физкультурно-спортивный, краеведческий, профилактический потенциалы воспитания при освоении дополнительной  общеразвивающей программы «Туристское многоборье».

Воспитание детей дошкольного возраста

Е.Г. Здобнова, А.А. Агеева

Волшебные истории сказочной страны

Предложена сценарная разработка театрализованного представления по мотивам произведений С.Я. Маршака с участием детей старшего дошкольного возраста. Разработка подготовлена с учетом требований ФГОС дошкольного образования в части художественно-эстетического развития детей.

Н.В. Руппель, С.А. Зотьева, А.В. Коноплева

Личностное развитие дошкольника посредством игровой технологии В.В. Воскобовича

Обобщен опыт по применению игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича и использованию развивающих игр и пособий в воспитательно-образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Ю.Н. Денисова

Воспитание познавательной активности дошкольников в проектной деятельности

Описана проектная организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–7 лет во взаимосвязи с воспитанием у них познавательной активности с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Охарактеризованы исследовательский, творческий, нормативный проекты, этапы и источники проектной организации познавательно-исследовательской деятельности и индикаторы ее успешности в воспитании познавательной активности детей.

Воспитание детей с ОВЗ

О.В. Абраменко

Воспитательный аспект освоения обучающимися с ОВЗ циклов профессиональных проб

Проанализирована организация циклов профессиональных проб для обучающихся с ОВЗ. Предложена авторская схема использования и внедрения профессиональных проб, включающая структуру из восьми этапов, апробированную в 5–6 классах. Охарактеризован воспитательный аспект освоения обучающимися с ОВЗ циклов профессиональных проб по программе коррекционно-воспитательной работы.

Л.Ф. Шамаева

Эмоциональное воспитание дошкольников с нарушенным зрением (при освоении программы «Учимся понимать окружающих»)

Описан опыт эмоционального воспитания дошкольников со зрительными нарушениями на занятиях по авторской программе «Учимся понимать окружающих». Приведена разработка коррекционно-развивающего занятия на тему «Транспорт» по формированию у детей предметных представлений об эмоциях.

Проекты по воспитанию детей с ОВЗ

Н.В. Кулакова, Н.В. Молоканова, И.Н. Конькова, О.В. Архипович

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как создание условий для их успешной социализации

Представлен воспитательный проект по развитию творческих способностей детей с ОВЗ в контексте их социализации в музыкальной, изобразительной и досуговой деятельности. Опыт раскрывает эффективные способы выполнения педагогами ДОУ трудового действия, предусмотренного профессиональным стандартом «Педагог» (трудовая функция А/03.6), по освоению и применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, включая детей с ОВЗ.

Воспитание финансовой грамотности детей

Н.В. Малецкая, О.Н. Ендулова

Технологическая карта бинарного урока по обществознанию и математике  в 6 классе (тема «Рассчитываем семейный бюджет»)

Предложены технологическая карта и сценарный план бинарного урока по математике и обществознанию, содействующего повышению финансовой грамотности учащихся 6-х классов. Опыт раскрывает один из способов выполнения трудового действия учителя, предусмотренного профессиональным стандартом «Педагог» (трудовая функция А/01.6), по планированию проведению учебных занятий.

Л.П. Деева

Зачем детям нужны знания о финансах

Предложено педагогическое эссе о значимости воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Рассмотрено несколько показательных примеров из практики дошкольного воспитания, Сделаны ссылки на мнения ряда выдающихся экспертов в сфере бизнеса и финансов.

Электронные источники в помощь воспитателю по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание

О.А.Ермакова, М.А. Кошелева

Становление экологической компетентности воспитателя в условиях инновационного образовательного пространства

Проанализирован опыт создания условий, образующих инновационное пространство становления экологической компетентности воспитателей в дошкольном образовательном учреждении.

Работа с родителями в системе воспитания детей

Т.С. Перекрестова

Партнерство школы и семьи в воспитательной практике

С учетом приоритетов нацпроекта «Образование» и федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» о повышении компетентности родителей в вопросах воспитания детей систематизированы негативные тенденции современного родительства и рассмотрена возможность трансформации взаимодействия с семьями и родителями детей в формат партнерства для повышения эффективности воспитания. Проанализированы результаты проведенной диагностики особенностей и дефицитов во взаимоотношениях семьи и школы, в построении их партнерства, с учетом которых обоснованы приоритеты нового проекта «Современные родители».

Правовое воспитание

Т.Б. Руденко

Воспитание правосознания учащихся начальных классов

В контексте воспитания правосознания у обучающихся в начальных классах проанализированы разные определения правосознания, рассмотрены компоненты и содержание компонентов правосознания обучающегося, сформулированы методические советы учителям и классным руководителям в аспекте воспитания правосознания обучающихся.

Документы о воспитании

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Примерная программа воспитания (извлечения)

Образовательные технологии

Н.Н. Селявкина

Поддержка индивидуальности учащихся с помощью технологии смешанного обучения грамматике французского языка

Представлен опыт апробации онлайн-курса «Французская грамматика для учащихся 7–8-х классов» с применением технологических моделей «Смена рабочих зон», «Перевернутый класс». Раскрыты возможности поддержки индивидуальности учащихся в образовательном процессе с применением технологии смешанного обучения.

Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко

Формирование функциональной грамотности учащихся в ситуациях решения задач по биологии

Рассмотрена проблема формирования функциональной грамотности учащихся при изучении курса биологии на углубленном уровне. Приведен пример авторской практико-ориентированной задачи, развертываемой в виде тематических заданий по разделу «Генетика и селекция».

Н.В. Сычева, М.П. Стребкова

Технологические приемы выработки компетентностей у учащихся начальных классов

Предложены технологические приемы, реализующие технологию развития критического мышления, ТРИЗ, социоигровые технологии, приведены примеры их применения в опыте обучения учащихся начальных классов.

Хроника

Март-2021: заседание Совета ГАУ ДПО «ВГАПО» по вопросам воспитания

22 марта 2021 состоялось заседание Совета ГАУ ДПО «ВГАПО», где были подведены итоги полугодовой работы по обеспечению развития воспитания в Волгоградской области на основе апробации Примерной программы воспитания РАО.

Образовательный

журнал

№ 1 (63) 2021

30 марта 2021 года

Основан

в мае 2001 года

Выходит 4 раза в год

Журнал входит в систему

Российского индекса научного

цитирования (РИНЦ);

лицензионный договор

№ 166-04/2017

от 7 апреля 2017 года.

Международный стандартный

номер сериального издания —

ISSN 1811-4865

Учредитель:

Государственное

автономное учреждение

дополнительного

профессионального

образования

«Волгоградская

государственная академия

последипломного

образования»

(ГАУ ДПО «ВГАПО»)

Издатель:

ГАУ ДПО «ВГАПО»

Журнал зарегистрирован

в управлении Федеральной

службы по надзору в сфере

связи, информационных

технологий и массовых

коммуникаций

по Волгоградской области

и Республике Калмыкия

Свидетельство о

регистрации ПИ № ТУ

34-00604

Главный редактор

С.В. Куликова,

д-р пед. наук , проф.,

почетный профессор РАО

Зам. главного редактора

А.Н. Кузибецкий

канд. пед. наук , проф.,

чл.-корр. МАНПО,

заслуженный учитель

России

Редактор

Г.Л. Пикус

Скачать номер в формате PDF