400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 4 (62) ДЕКАБРЬ 2020


 

Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

 

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

 

Новогодняя колонка главного редактора

С.В. Куликова

С Новым 2021 годом!

Пусть Новый год подарит много счастливых дней, удачи, энтузиазма в работе, семейного благополучия и успехов в нелегком, но очень нужном педагогическом деле. Ваши терпение, доброта и успехи – в ваших учениках!

75-летие Победы

Е.И. Фастова

Урок Победы на тему «Рядовые Сталинградской Победы: один день великого сражения» (малоизученные страницы)

Представлена разработка занятия в военно-историческом клубе с применением волгоградской технологии военно-патриотического воспитания «Уроки Победы». Разработка участвовала в Международном конкурсе «Уроки Победы» по номинации «Лучший социальный школьный проект».

Горизонтальное обучение

Н.П. Эпова

Равный учит равного: на пути к новым форматам становления профессионально-личностных позиций педагога инклюзивного образования

Раскрыты вопросы организации Центров непрерывного профессионального мастерства педагогических работников, обеспечения доступных условий профессионального развития педагогов посредством внедрения моделей горизонтального обучения. Приведен пример горизонтального обучения в виде описания проекта «Равный учит равного» для педагогов инклюзивного образования.

Е.С. Власова, М.В Долгачева

Волгоградская ассоциация VoLTA для учителей иностранных языков

Раскрыт потенциал создания ассоциации учителей иностранных языков с целью обогащения условий их непрерывного образования и личностно-профессионального развития на принципах «равный учит равного».

Н.В. Болотникова

Волгоградское отделение Российской ассоциации учителей географии: создание, функционирование, потенциал горизонтального обучения

Описаны истоки и история создания волгоградского отделения Российской ассоциации учителей географии, проанализированы ключевые мероприятия в 2012–2020 гг., охарактеризован потенциал горизонтального обучения учителей географии, реализуемый волгоградским отделением Российской ассоциации учителей географии в формате очных мероприятий и в деятельности интернет-сообщества педагогов предметной области «География».

Формирование гибких навыков у обучающихся

Е.Е. Бакаляр

Гибкие навыки как слагаемые успеха в XXI веке

Презентовано учебное пособие «Я – лидер нового поколения», выпущенное АО «Издательство «Просвещение» летом 2019 года, предназначенное для организации курса по выбору в 10–11 классах, содействующего развитию у старшеклассников лидерских качеств. Подробно рассмотрены вопросы формирования таких гибких навыков, как: умение человека работать в команде, способность к коммуникации, креативность.

Оценка качества образования

В.Ю. Розка

Анализ результатов единого государственного экзамена по обществознанию в 2020 году: опыт Волгоградского региона и перспективы его совершенствования

Экзамен по обществознанию в Волгоградской области остается одним из самых массовых среди предметов по выбору, несмотря на то, что в период 2018–2020 гг. число сдающих экзамен падает. Так, в 2018 г. это было 6158 сдающих (55,35%), в 2019 – 5742 чел. (51,05%), а в 2020 – 4867 чел. (49,76%).

Начальное общее образование

С.С. Пичугин

Результаты, итоги и уроки PISA-2018: от начальной школы к «LIFE LONG LEARNING»

Представлен краткий анализ результатов международного исследования PISA-2018. Рассмотрены вопросы формирования и развития функциональной грамотности младших школьников. Актуализируется система маркеров формирования и развития умения детей младшего школьного возраста учиться на протяжении всей жизни.

М.В. Бойкина, И.А. Бубнова

Работа с разными видами текстов на уроках в начальных классах как средство развития функциональной грамотности младших школьников

На основе авторских пособий «Литературное чтение. Работа с текстом» для 1–4 классов описаны примеры работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на материале работы с научно-познавательным текстом. Сформулированы рекомендации учителям в виде рабочего листа.

Обучение и воспитание на уроках иностранного языка

С.Г. Гребенюков

Нравственно-патриотическое воспитание молодого поколения на уроках иностранного языка

Опираясь на изменения в федеральном законе «Об образовании в РФ» в части воспитания, внесенные 31 июля 2020 года, автор анализирует потенциал учебников серии «Сферы» и «Вундеркинды Плюс», созданные издательством «Просвещение», в нравственно-патриотическом воспитании учащихся, рекомендует педагогические технологии воспитания, а также предлагает материалы участников Всероссийского конкурса «Символы победы» для использование в практике обучения иностранным языкам.

А.В. Смирнов

Обучение английскому языку по УМК серии «Сферы» в профильных 10–11 классах – ответ на вызов времени

Автором подробно охарактеризован УМК серии «Сферы» и рассмотрены его особенности в контексте применения для изучения английского языка в профильных 10–11 классах.

Обучение и воспитание на уроках физики

Э.В. Хилько

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики

Охарактеризованы ключевые аспекты содержания учебного предмета физики для духовно-нравственного воспитания учащихся, предложены педагогические средства воспитания духовности и нравственности на уроках физики.

Дополнительное образование детей

Н.В. Васюткина

Путешествие в удивительный мир танца: вводное занятие по хореографии

Предложена педагогическая разработка вводного занятия как путешествия в мир сказки «Золушка», для успеха которого дети младшего школьного возраста осваивают движения танца «Полька».

Дошкольное общее образование

Т.А. Горбунова

«Преемственность» и «Готовимся к школе. Перспектива» – современные системы подготовки к школе и залог будущей школьной успешности

Подробно проанализирован методический потенциал программно-методических комплексов «Преемственность» и «Готовимся к школе. Перспектива», сформулированы методические рекомендации воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов в контексте обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования для эффективной подготовки детей 5–7 лет к обучению в школе.

Н.А. Лягина

Формирование гендерной идентичности дошкольников в условиях кружковой деятельности

Охарактеризованы четыре группы технологий педагогической деятельности по формированию гендерной идентичности дошкольников в рамках организации кружковой деятельности по программе «Кто ты – мальчик или девочка», основываясь на понимании, что гендер – это приобретаемый социальный пол ребенка, проявляющийся в особенностях поведения и общения.

Реализуем ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью

И.В. Евтушенко

Современные подходы к содержанию учебного предмета «Музыка» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Опираясь на собственные исследования и на результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными, а также на практический опыт, автором предложен современный подход к построению музыкального воспитания обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы начального общего образования. Презентованы учебные пособия по музыке для умственно отсталых детей (1–2 кл.), в которые введены все компоненты традиционного воспитания.

Среднее профессиональное образование

А.Н. Гайворонская-Кантомирова

«До пределов, положенных Богом…»: изучение рассказа В.В. Набокова «Рождество»

Описан замысел, ход и методическая «инструментовка» занятия по литературе с целью изучения рассказа В.В. Набокова «Рождество». Изучение произведения предполагает усиление и удержание эмоционального напряжения читателей на основе анализа художественных особенностей текста, разделенного на четыре фрагмента, в соответствии с чем и в занятии выделено четыре ключевых части, обеспечиваемых необходимым дидактическим материалом.

Сетевая форма реализации образовательных программ

А.Ю. Ефименко, С.Ю. Гречко, В.Н. Штода

Сетевой комплекс «лицей-вуз-производство» для ранней профориентации и профессионального самоопределения учащихся

Представлен опыт реализации сетевой модели «лицей-вуз-производство» по формированию карьерной стратегии учащихся, получению навыков проектной и научно-исследовательской деятельности на основе включения в мероприятия лицейского квантум-центра и организации стажировок и практик в ведущих ВУЗах и предприятиях региона с возможностью последующей учебы и трудоустройства согласно потребностям рынка труда Волгоградской области.

Историко-педагогические юбилеи

150 лет со дня рождения Марии Монтессори

31 августа 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения Марии Монтессори – педагога, ученого, врача. Ее имя включено решением ЮНЕСКО в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века. Министерство экономики и финансов Италии в 2020 году выпустило вторую памятную монету, посвященную Марии Монтессори. Это прославленный итальянский педагог, известный во всем мире благодаря особому методу образования детей, который называют «методом Монтессори».

145 лет со дня рождения Карла Густава Юнга

Швейцарский психиатр и философ Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 год и является основоположником аналитической психологии. Работы К.Г. Юнга повлияли на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику, литературу. С 1907 года по 1912 год он был близким соратником Зигмунда Фрейда.

30 лет Конвенции о правах ребенка

2 сентября 1990 г. вступила в силу Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, в котором ребенок провозглашается полноценной личностью и самостоятельным субъектом права. Конвенция о правах ребенка с 15 сентября 1990 года вступила в законную силу на территории нашей страны.

Хроника

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция

14 октября 2020 года состоялась Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного на выполнение проекта «Социокультурная лаборатория «АРТ-инклюзия: перезагрузка»» Фондом президентских грантов. Онлайн-конференция проводилась под девизом «Школа, открытая для всех».

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы»

Второй год проводится Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Целью Конкурса стало увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи.

90 лет издательству «Просвещение»

Путь профессионального становления издательства начался 1 ноября 1930 года, когда в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 9.10. 1930 было создано государственное учебно-педагогическое издательство «Учгиз», чуть позже переименованное в «Учпедгиз РСФСР». Издательство было организовано в период создания новой учебно-методической инфраструктуры советской школы, И все 90 лет оно убедительно демонстрировало богатую и яркую историю, многолетние традиции, неразрывно связанные с историей нашей страны и отечественной системы образования.

Творчество

К 75-летию волгоградского поэта Владимира Овчинцева

Владимир Петрович Овчинцев – известный российский, волгоградский поэт, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ. На протяжении многих лет был ответственным секретарём Волгоградского отделения Союза писателей России.

В. Овчинцев. Избранные стихи

 

 

 

Образовательный
журнал
№ 4 (62) 2020
21 декабря 2020 года
Основан
в мае 2001 года
 
Выходит 4 раза в год
 
Журнал входит в систему
Российского индекса научного
цитирования (РИНЦ);
лицензионный договор
№ 166-04/2017
от 7 апреля 2017 года.
 
Международный стандартный
номер сериального издания —
ISSN 1811-4865
 
Учредитель:
Государственное
автономное учреждение
дополнительного
профессионального
образования
«Волгоградская
государственная академия
последипломного
образования»
(ГАУ ДПО «ВГАПО»)
 
Издатель:
ГАУ ДПО «ВГАПО»
 
Журнал зарегистрирован
в управлении Федеральной
службы по надзору в сфере
связи, информационных
технологий и массовых
коммуникаций
по Волгоградской области
и Республике Калмыкия
 
Свидетельство о
регистрации ПИ № ТУ
34-00604
 
Главный редактор
С.В. Куликова,
д-р пед. наук , проф.,
почетный профессор РАО
 
Зам. главного редактора
А.Н. Кузибецкий
канд. пед. наук , проф.,
чл.-корр. МАНПО,
заслуженный учитель
России
 
Редактор
Г.Л. Пикус
Скачать номер в формате PDF