400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 3 (65) СЕНТЯБРЬ 2021


Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Колонка главного редактора  

С.В. Куликова

Новый учебный год – новые приоритеты и решения!

Представляя третий номер нашего журнала читателям, отмечу, что он не случайно открывается материалами о трагической, но памятной дате для всех россиян – 80-летии с момента начала Великой Отечественной войны. В связи с этим в журнале предлагаются актуальные материалы для использования педагогами, особенно классными руководителями, в организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся.

80-летие начала Великой Отечественной войны

22 июня – День памяти и скорби

В 2021 году 22 июня исполнилось 80 лет с момента начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая кровопролитная и страшная война в истории, которая принесла нашей стране тяжелейшие испытания и стала основной частью Второй мировой войны в 1939–1945 гг. Предлагаем актуальные материалы для использования классными руководителями и другими педагогами при организации гражданского и патриотического воспитания обучающихся.

60 лет первому полету человека в космос

108 минут, которые  потрясли мир

В нынешних условиях наряду с Россией, космос осваивают Индия, Китай, США, Европа, Япония и др. Сегодня космонавтика приобрела новое предназначение: изучение космоса и развитие космонавтики сохраняет паритет между противостоящими друг другу державами и содействует будущему использованию ресурсов и возможностей ближнего и дальнего космоса. В помощь классным руководителям и педагогам мы публикуем ниже материалы волгоградских образовательных учреждений и учителей, посвященные 60-летию первого полета человека в космос.

Е.В. Лихоманова

Гагаринцы – это звучит гордо!

Описана история получения волгоградским колледжем управления и новых технологий имени первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Представлена система воспитательных дел «космической тематики», в том числе посвященных 60-летию первого полета человека в космос.

Празднование 60-летнего юбилея первого полета человека в космос в волгоградском лицее № 5 им. Ю.А. Гагарина

Волгоградские СМИ широко освещали воспитательно-образовательные события в лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина, посвященные 60-летию первого полета в космос. И это не случайно, потому что лицей № 5 является своеобразным символом в 100-летней истории волгоградского образования.

О.М. Степанчук, Н.А. Степанчук

Профориентационный час общения с девятиклассниками в цикле «Космические профессии»

Предложена методическая разработка профориентационного часа общения с девятиклассниками о трех «космических» профессиях (космонавт, астроном, инженер-конструктор) в рамках создания рабочей программы воспитания и ее реализации в соответствии с календарным графиком воспитания. Предложена табличная схема профориентационного часа общения с указанием этапов занятия и особенностей воспитательной деятельности учителя и ценностно-ориентационной деятельности учащихся.

Формирование функциональной грамотности

Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко

Формирование функциональной грамотности учащихся при решении задач по углубленному курсу биологии

Предложена технология формирования функциональной грамотности учащихся при изучении курса биологии на углубленном уровне. Приведен пример авторской практико-ориентированной задачи, развертываемой в виде тематических заданий по разделу популяционной генетики.

В.А. Капустина

Развитие функциональной грамотности учащихся на интегрированных уроках

Описана система формирования функциональной грамотности учащихся на интегрированных уроках русского языка и литературы, русского языка и биологии и др. Приведены примеры уроков и применяемых дидактических средств, обладающих воспитательной эффективностью.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей

Л.Д. Логинова

Вводное занятие для детей 7–8 лет по программе художественной направленности в изостудии «Жар-птица»

Описана методика проведения вводного занятия для детей 7–8 лет по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности, показаны приемы погружения детей в изобразительную деятельность на примере рисования натюрморта.

С.Н. Склярова

Расскажи о самом интересном летом: занятие по изодеятельности с детьми 7–9 лет

Описан сценарий проведения вводного занятия по теме «Расскажи о самом интересном летом!» для детей 7–9 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Развитие творческого воображения детей средствами сказки и изодеятельности». Показаны приемы погружения детей в изучение рисунков первобытного человека и изображение интересных личных событий в технике наскальной живописи.

Воспитание детей дошкольного возраста

Т.Н. Плаксина

Тестопластика с применением интерактивной доски в сенсорном развитии детей возраста 3–4 лет

Предложен опыт использования метода тестопластики с применением интерактивной доски для сенсорного развития детей 3–4 лет.

Е.В. Косивцева

Возможности группового психологического тренинга в работе с семьями, воспитывающими ребенка-дошкольника с задержкой психического развития

Раскрыты изменения и трудности, связанные с детско-родительскими отношениями, играющими значительную роль в становлении личности ребенка. Охарактеризованы возможности составленного автором комплекса групповых психологических тренингов, направленных на построение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Отмечен рост грамотности родителей в отношениях с детьми с задержкой психического развития, что благоприятно влияло на эмоциональную сторону развития ребенка в семье.

Психолого-педагогические технологии

М.В. Короткова

Технология психолого-педагогического сопровождения реализации программы развития социального интеллекта детей 5–6 лет

Описана технология психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом реализации образовательной программы, нацеленной на развитие социального интеллекта детей 5–6 лет. В основу реализации программы положены методы сказкотерапии, осуществляемой посредством цикла авторских сказок «Приключения лисенка Рыжика» для детей старшего дошкольного возраста.

М.В. Короткова

Авторская сказка «Рыжик заблудился»

Педагогический ключ или нравственная мораль сказки: «Не уходи без спроса далеко от дома! Слушайся маму и папу!».

Профориентация и профессиональные пробы

Г.В. Поликанина

Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Описана система профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе-интернате. Приведен пример профориентационного занятия в 8 классе учащихся с легкой умственной отсталостью.

М.В. Зайцева

Занятие по теме «Сумка хозяйственная» для пятиклассников с легкой умственной отсталостью (в цикле профессиональных    проб по профессии «Швея»)

Показано, как может быть организовано занятие по технологии в 5 классе для учащихся с легкой умственной отсталостью на примере изучения темы «Сумка хозяйственная» в рамках цикла профессиональных проб по профессии «Швея».

Документы

От редакции

С целью оказания помощи образовательным организациям в методической работе по изучению обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО редакция журнала начинает публиковать извлечения из текстов данных документов и комментарии, раскрывающие их особенности в сравнении с ФГОС НОО 2009 года и ФГОС ООО 2010 года, действующими до 1 сентября 2022 года.

В настоящем номере публикуются извлечения из разделов I и II обновленного ФГОС ООО, в которых изложены общие положения и требования к структуре программы основного общего образования, и комментарии к ним.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпроса России от 31.05.2021 № 287). Извлечения и комментарии

Материалы подготовил А.Н. Кузибецкий, зам. гл. редактора журнала «Учебный год», советник при ректорате и проф. кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента образования ГАУ ДПО «ВГА-ПО»

Хроника

2021: августовский педагогический марафон

Традиционные августовские мероприятия 2021 года сложились в своеобразный педагогический марафон. Он стартовал 17 августа августовским педсоветом «Просвещение», который длился в онлайн-формате три дня – по 19 августа включительно.

Открытие Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

В канун Дня знаний, 31 августа 2021 г.,  на базе Волгоградской государственной академии последипломного образования открылся Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Волгоградской области.

Волгоградские учреждения высшего образования вошли в список лучших в мире

Независимое рейтинговое агентство RUR составило рейтинг лучших университетов мира из 867 образовательных организаций разных стран. В рейтинг RUR 2021 года попали 95 российских учреждений высшего образования. В их числе два волгоградских высших учебных заведения вошли в список лучших университетов мира. Это: Волгоградский государственный университет (762-е место) и Волгоградский государственный технический университет (804-е место). Они оказались в «бронзовой лиге», которая начинается с 301-й позиции.

Творчество

Новая песня волгоградского автора Владимира Ивановича Скавронова

Более двадцати лет 102-я школа Дзержинского района Волгограда сотрудничает с Владимиром Ивановичем Скавроновым, композитором и поэтом, создателем великолепных песен о школе. Не одно поколение учеников нашей школы поют эти песни. Исполнение их превратилось в традицию, которой свыше десяти лет. Вдохновенные звуки и великолепные тексты произведений В.И. Скавронова хорошо знакомы многим выпускникам нашей школы и родителям, когда-то учившимся в ней.

 

Образовательный

журнал

№ 3 (65) 2021

27 сентября 2021 года

Основан

в мае 2001 года

Выходит 4 раза в год

Журнал входит в систему

Российского индекса научного

цитирования (РИНЦ);

лицензионный договор

№ 166-04/2017

от 7 апреля 2017 года.

Международный стандартный

номер сериального издания —

ISSN 1811-4865

Учредитель:

Государственное

автономное учреждение

дополнительного

профессионального

образования

«Волгоградская

государственная академия

последипломного

образования»

(ГАУ ДПО «ВГАПО»)

Издатель:

ГАУ ДПО «ВГАПО»

Журнал зарегистрирован

в управлении Федеральной

службы по надзору в сфере

связи, информационных

технологий и массовых

коммуникаций

по Волгоградской области

и Республике Калмыкия

Свидетельство о

регистрации ПИ № ТУ

34-00604

Главный редактор

С.В. Куликова,

д-р пед. наук , проф.,

почетный профессор РАО

Зам. главного редактора

А.Н. Кузибецкий

канд. пед. наук , проф.,

чл.-корр. МАНПО,

заслуженный учитель

России

Редактор

Г.Л. Пикус

Скачать номер в формате PDF