400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Журнал «Учебный год» № 2 (64) ИЮНЬ 2021


Архив| Предыдущий номер | Следующий номер

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Колонка главного редактора

 

С.В. Куликова

Воспитание духовности и нравственных чувств как приоритетная задача классного руководителя в российской школе

Мы сейчас находимся на стадии возрождения и реформирования института классных руководителей и других педагогических работников, которые обеспечивают процесс духовного и нравственного развития детей. Признание ведущей роли воспитания на законодательном уровне в июне 2020 года вселяет уверенность в успешности этих процессов.

76-летие Великой Победы

 

Праздничный парад в Москве

9 мая 2021 года Россия вместе с прогрессивным человечеством мира отметило 76-ую годовщину победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Победа досталась дорогой ценой: 27 миллионами человеческих жизней заплатила за нее наша страна. Четыре года представители всех народов СССР воевали на фронтах и работали в тылу, не щадя своих сил, а порой и себя во имя победы над врагом.

Праздничные мероприятия 9 мая в Сталинграде

По решению депутатов городской Думы Волгограда городу возвращают его историческое название девять дней в году, в том числе 9 мая в День Победы. При этом название Сталинград не фигурирует в документах, но в оговоренные даты данное наименование можно использовать в выступлениях, на массовых мероприятиях, а также в средствах массовой информации. В эти дни имя Сталинграда оживает в сердцах и памяти его жителей, но на географической карте город остается Волгоградом.

Патриотическое воспитание в работе классного руководителя

 

Ю.М. Видюкова

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой… (разработка классного часа, посвященного Дню Победы)

Представлена методическая разработка классного часа в форме конференции по результатам ученических микроисследований об участии их родственников и односельчан в Великой Отечественной войне.

И.В. Дашцэрэн

Незабываемый подвиг (разработка классного часа в форме литературного театра)

Представлена методическая разработка классного часа в форме литературного театра с элементами беседы о событиях, связанных с защитой Сталинграда во время Великой Отечественной войны.

Проектирование рабочих программ воспитания

 

М.А. Иванова

Разработка рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях

Рассмотрены особенности разработки рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях Волгоградской области на основе Региональной примерной программы воспитания. Сформулированы рекомендации руководителям, педагогам, мастерам производственного обучения по планированию воспитательной деятельности на основе рабочей программы воспитания и индивидуальных планов воспитательной работы.

Школьный урок

 

И.Е. Котов, Е.А. Котова

Итоги, уроки, последствия Великой Отечественной войны:  патриотическое воспитание в учебной деятельности

Приведен сценарный план урока истории, реализующий ценностно-патриотический потенциал изучаемого материала. Урок построен с учетом требований Примерной программы воспитания в части инвариантного модуля «Школьный урок».

Н.А. Дьякова, Н.П. Свитачева

Метапредметность и метапредметные уроки: повышение качества общего образования

Рассмотрены сущность метапредметности, особенности и приемы эффективности метапредметных уроков. Показан опыт реализации требований Примерной программы воспитания в контексте модуля «Школьный урок».

Воспитание обучающихся с ОВЗ

 

Л.А. Склярова

Воспитание в школьном театре детей и подростков с легкой умственной отсталостью

Проанализирован на конкретных примерах из практики школьного театра «Встреча» потенциал театральной деятельности в воспитании детей и подростков с легкой умственной отсталостью. Материал отражает требования Примерной программы воспитания в части модулей «Ключевые общешкольные дела», «Курсы внеурочной деятельности».

Л.Ф. Шамаева

Взаимодействие тифлопедагога с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Приведен пример организации воспитателями коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения в младшей группе компенсирующей направленности на основе разработанных тифлопедагогом рекомендаций (период «октябрь-ноябрь»).

Дошкольное воспитание

 

Л.А. Борзых

Сюжетно-ролевые игры по географии в детском саду

Рассмотрены педагогические аспекты применения сюжетно-ролевых игр в воспитании детей в дошкольном учреждении. Подробно проанализирована практика организации сюжетно-ролевой игры по географии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Р.В. Моникова

Расскажите ребенку, в чем живут народы мира, или Дома на разных параллелях

Предложена разработка беседы с детьми на тему «В чем живут народы мира». Подробно проанализирован ход беседы, рекомендован дидактический материал, выстроена логика диалога с детьми.

Краеведение

 

С.Н. Моников

Первая железная дорога в Нижнем Поволжье: к 175-летию открытия

Описаны попытки создания Дубовской железно-конной дороги и ее историческая судьба. Предложены историко-краеведческие материалы, полезные для учителей, ищущих варианты проектирования содержания модулей «Экскурсии, экспедиции, походы», «Курсы внеурочной деятельности», «Школьный урок», «Профориентация» согласно Примерной программе воспитания.

Документы о воспитании

 

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»

Министерство просвещения Российской Федерации направило для использования в работе методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

Вопросы и ответы по организации работы (деятельности)  педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях

Классное руководство – это определенный вид педагогической деятельности, направленный на достижение целей и решение задач воспитания и социализации обучающихся. Это специфическая разновидность воспитательной деятельности педагогического работника. Соответственно цели, задачи и принципы классного руководства как воспитательной деятельности определяются базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся

Отзывы о публикациях

 

Бессмертный полк педагогов-фронтовиков

По инициативе Волгоградской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ при поддержке комитета образования науки и молодежной политики Волгоградской области подготовлен и издан сборник воспоминаний об учителях, воспитателях, руководителях образовательных учреждений – тех, кто прошел дорогами побед и потерь по фронтам Великой Отечественной войны.

В.Ю. Розка

О книге Юрия Ивановича Латышева «На пути от традиционного к «перевернутому» уроку»

Проанализирована книга выдающегося отечественного педагога, содержащая описание опыта применения авторской технологии «перевернутый класс». Обозначена ценность книги для учителей, работников высшего педагогического образования, дополнительного профессионального образования, а также для системы школьного наставничества

Хроника

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации

Ежегодно Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с Посланием, которое является программным документом, выражающим видение Президентом стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. В 2021 году такое обращение состоялось 21 апреля, и значительная его часть была посвящена развитию страны, демографии и мерам социальной поддержки граждан

Обсуждение Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации

На расширенном заседании Общественного совета при комитете образования, науки и молодежной политики Волгоградской области 29 апреля 2021 года обсуждены положения Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г.

XXI-е Международные педагогические чтения «Воспитание в современном образовательном пространстве: новые контексты – новые решения» Россия, Волгоград, 9 апреля 2021 года

Международные педагогические чтения проводились в 21-ый раз, а их организаторами выступили Волгоградская государственная академия последипломного образования, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда», Волгоградское региональное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь».

Творчество

 

Наш новый автор Светлана Александровна Мельникова

Светлана Александровна – известный педагог. Более 40 лет она проработала в музыкальных школах нашего города. Ею воспитаны несколько поколений талантливых музыкантов.

Иосиф Бродский: литературная общественность отметила 80-летие

При его жизни было издано пять поэтических сборников, содержавших переводы с русского на английский и стихи, написанные им по-английски. На Западе его прославили многочисленные эссе. Сам себя он определял как «русского поэта, англоязычного эссеиста и, конечно, американского гражданина».

Образовательный

журнал

№ 2 (64) 2021

30 июня 2021 года

Основан

в мае 2001 года

Выходит 4 раза в год

Журнал входит в систему

Российского индекса научного

цитирования (РИНЦ);

лицензионный договор

№ 166-04/2017

от 7 апреля 2017 года.

Международный стандартный

номер сериального издания —

ISSN 1811-4865

Учредитель:

Государственное

автономное учреждение

дополнительного

профессионального

образования

«Волгоградская

государственная академия

последипломного

образования»

(ГАУ ДПО «ВГАПО»)

Издатель:

ГАУ ДПО «ВГАПО»

Журнал зарегистрирован

в управлении Федеральной

службы по надзору в сфере

связи, информационных

технологий и массовых

коммуникаций

по Волгоградской области

и Республике Калмыкия

Свидетельство о

регистрации ПИ № ТУ

34-00604

Главный редактор

С.В. Куликова,

д-р пед. наук , проф.,

почетный профессор РАО

Зам. главного редактора

А.Н. Кузибецкий

канд. пед. наук , проф.,

чл.-корр. МАНПО,

заслуженный учитель

России

Редактор

Г.Л. Пикус

Скачать номер в формате PDF