400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]
17 января 2024 состоялся единый методический день секций и подразделений РУМО педагогов, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Современные подходы к организации образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов». В мероприятии приняли активное участие более 400 педагогов, узких специалистов, заместителей директоров государственных казенных, бюджетных и муниципальных общеобразовательных учреждений города Волгограда, Волжского и Волгоградской области.
В рамках проведения научно-практического семинара: «Нейрофизиологические подходы в работе с ”особыми” детьми» учителям-дефектологам представилась возможность послушать лекцию Долецкого А.Н., д.м.н. гл. врача, невролога, врача функциональной диагностики. Профессор рассказал о нейрофизиологии мозга ребенка и современных методах его исследования, познакомил с процессами регуляции поведения и деятельности «особого» ребенка, привел яркие примеры стимулирования и активизации работы мозга. Это поможет учителям-дефектологам более эффективно осуществлять коррекцию нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Участники семинара-практикума делились опытом коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта. Учителя-логопеды работают творчески, применяют новые формы работы, внедряют информационные технологии, распространяют накопленный опыт.
На заседании секции педагогов-психологов и социальных педагогов были рассмотрены вопросы, касающиеся психолого-педагогического сопровождения образовательно-профессиональной траектории учащихся с ОВЗ. Кучегашева П.П., директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения ГАУ ДПО «ВГАПО», раскрыла основные требования профстандарта к профессиональной компетентности специалистов социально-психологической службы. Особое внимание было уделено психодиагностической работе на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ.
В рамках проведения семинара-практикума учителей трудового обучения Кузнецов Иван Андреевич, педагог государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Волгоградская школа-интернат «Созвездие», выступил с докладом о методике применения сюжетно-ролевых игр на уроках технологии. Направление «Обслуживающий труд» представила Семиколенова Ирина Александровна, педагог ГКОУ «Урюпинская школа», презентовав «Сюжетно-ролевую игру: «Сказочные чистюли». Нестандартно подошли к разработке ролевой игры педагоги: Потапова Татьяна Александровна, педагог ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат» и Димитров Виктор Николаевич, педагог ГКОУ «Тепикинская школа-интернат».
Учителя физической культуры на семинаре-практикуме обсудили проекты рабочих программ к ФАООП, разработанные научными сотрудниками Института коррекционной педагогики совместно с педагогами МБОУ «Основная общеобразовательная школа 7, осуществляющая деятельность по АООП» (г.Сергиев Посад) к Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кислюк Н.Р., руководитель секции учителей физической культуры уточнила, что проекты размещены для обсуждения, в процессе которого возможно внесение изменений и дополнений.
Заседание секции директоров по воспитательной работе прошло на базе ГБОУ «Созвездие». Перед началом заседания присутствующих поприветствовала Кобзева Т.Г., директор интерната, пожелав плодотворной работы. Заседание методического объединения началось с речи Александра Воробьева, Председателя регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Волгоградской области, который подчеркнул важность включения детей с ОВЗ и инвалидностью в деятельность Движения Первых. На семинаре в онлайн и оффлайн формате были представлены в проекты разнообразной тематической направленности, реализуемые в нашем регионе. Закатова Карина Генриховна, руководитель секции заместителей директоров, продемонстрировала итоги совместной работы интернатов в работе регионального отделения Движения Первых. Завершилось мероприятие награждением Благодарственными письмами сотрудников ГКОУ «Михайловская школа-интернат» и ГКОУ «Волжская школа №2» за активное участие в разработке методических рекомендаций для организации Всероссийского конкурса «Вызов первых».
Семинар-практикум секции учителей начальных классов, реализующих АООП РУМО прошёл в дистанционном формате на образовательной платформе «Сферум». На встрече в VK Звонках приняли участие представители 19 образовательных учреждений города. В рамках встречи педагоги представили опыт работы по теме: «Сотрудничество учителя, педагога-психолога и родителей как обязательное условие достижения планируемых результатов в освоении программы НОО О УО (ИН)». Были освещены основные направления работы по взаимодействию всех участников образовательного процесса школы и представлены фото и видео материалы. Итогом семинара стало освещение вопроса сотрудничества педагогов, специалистов школ и родителей в рамках дистанционного обучения.
Для обмена методическими находками на площадке ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда» встретились члены секции педагогов изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Доклады из опыта работы представили десять учителей, реализующие адаптированные программы в коррекционных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах Волгограда, Волжского, Нижнего Чира и Урюпинска. Нестандартный опыт на уроках ИЗО с использованием техники «Sand-art» в классе для обучающихся с нарушением зрения продемонстрировала педагог средней школы №17 г. Волжского. «Оборудовав рабочие места световыми столами с песком, мы вместе с ребятами создаем мультипликационные сюжеты об окружающем мире, о родине, о семье сопровождая чтением стихов и мелодией. Это помогает обучающимся социализироваться и одновременно получать психологическую разгрузку», — сообщила присутствующим Шаронова Ольга Александровна. Об особенностях работы с обучающимися с нарушением слуха рассказала присутствующим Карпова Вера Николаевна, учитель ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7». Применение компьютерных программ по виртуальной лепке и росписи глиняной посуды в рамках народного творчества познакомила педагог Егорова Маргарита Анатольевна, учитель ГКОУ «Волжская школа-интернат».
В заключительной части заседания Венецианов Игорь Анатольевич, педагог школы-интерната «Надежда», провел мастер-класс в технике «Энкаустика», ознакомил участников семинара с особенностью восковой живописью утюжками на примере выполнения пейзажей.
«Сегодня семинар был особенно насыщенный, участники смогли отметить интересный опыт коллег», — поделилась впечатлением Шевчук Мария Александровна, педагог школы-интерната №3.
Тьюторы и педагоги, реализующие курс по альтернативной (дополнительной) коммуникации приняли заочное участие в семинаре-практикуме: «Условия реализации «Стратегии развития воспитания» в рамках модели комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ различных нозологий, в контексте профессиональной деятельности тьютора». Ссылки на материалы семинара отправлены зарегистрированным участникам для самостоятельного ознакомления.
Заседание педагогического сообщества музыкально-театрального искусства (секции руководителей танцевальных, вокально-инструментальных, театральных студий) состоялось на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №2». Руководитель секции танцевальных студий, Бондарева Н.А. и руководитель секции вокально-инструментальных студий, Некляева М.О. провели ознакомительное заседание, в ходе которого руководители студий смогли поближе познакомиться, обсудить проблемы и план работы на второе полугодие 2023-2024 учебного года. Руководитель секции театральных студий, Склярова Л.А. совместно с руководителем ВРОО «Инклюзивный театр «Теплые артисты», Фоторной Ю.В. и режиссером, Матыкиным Д.В. провели открытую репетицию на тему: «Режиссура и актерское мастерство». Участники заседания приобрели навыки работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в области музыкально-театрального искусства.
В ходе единого методического дня участники семинаров-практикумов познакомились с современными подходами к организации образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а так же с особенностями использования современных педагогических технологий. Были продемонстрированы эффективные методы, приемы, практические разработки, внедряемые педагогами для успешной работы с обучающимися. Все проекты традиционно собраны в методическую копилку: «Панорама методических идей».
Все мероприятия прошли на высоком профессиональном уровне в атмосфере делового общения.