400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании

Контактные данные: ул. Новодвинская, 19а, 6 этаж — 6-13, 7 этаж — 7-11

Секция менеджмент в образовании Секция социально-гуманитарных дисциплин

Образовательная деятельность опирается на гуманитарно-целостную образовательную парадигму и реализующую ее  культурно-компетентностную модель управленческого образования. Приоритетом деятельности выступает культурно-компетентностная управленческая подготовка руководителей по индивидуальным образовательным  маршрутам акмеологического восхождения к интегральной личностно-профессиональной компетентности.

Научные направления связаны:

  1. с исследованием культурного аспекта компетентностного подхода в управлении образовательными системами;  с разработкой культурно-компетентностной модели управленческого образования,  содержания дополнительных профессиональных программ и технологий их освоения руководителями;
  2. с обоснованием гендерного подхода в проектировании содержания дополнительного профессионального образования (в том числе руководителей);
  3. с методологией педагогического исследования и инновационных процессов в системе образования;
  4. с изучением гуманитарных механизмов управления качеством дополнительного профессионального образования исинергетических аспектов внедрения систем менеджмента качества в образовательных организациях;
  5. с проектированием и оценкой качества образования и технологий управленческой коммуникации руководителей с персоналом;
  6. с нормативно-правовым обеспечением профессиональной деятельности и управленческим сопровождением введения Федеральных государственных стандартов дошкольного общего образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и профессиональных стандартов.
Состав
История
Достижения
Курсы
Исследования
Заведующий кафедрой: Розка Виталий Юрьевич.  

Доцент, к.и.н., федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных (с США) и федеральных образовательных проектов (2007, 2011-2014 гг.).

Основное направление исследований: гендерный аспект содержания и технологий дополнительного профессионального образования.

Сфера научных интересов: гендерный подход в дополнительном профессиональном образовании руководителей и педагогов, правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, правовые основы защиты прав и интересов обучающихся.

Имеет более 100 публикаций (в том числе 2 монографии, 4 учебника, учебные пособия). Почетный работник дополнительного профессионального образования в Волгоградской области (2014).

Профессор, советник при ректорате: Кузибецкий Александр Николаевич.  

К.п.н., доц., профессор ГАУ ДПО «ВГАПО», член-корр. МАНПО, федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных (с Великобританией, Германией, США) и федеральных образовательных проектов (2007, 2011-2014 гг.); закончил докторантуру при кафедре педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета (2006).

Основное направление исследований: методология, теория и методика дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов, стандартизация профессиональной деятельности.

Сфера научных интересов: с 1997 г. – личностно-профессиональное развитие руководителей и педагогов в контексте гуманитарно-целостной парадигмы образования и реализующей ее культурно-компетентностной образовательной модели на основе применения профессиональных стандартов и национальной системы учительского роста.

Подготовил 3 кандидата наук.

Имеет свыше 260 публикаций (в том числе 4 монографии, 4 учебника, 9 учебных пособий, 10 учебно-методических пособий).

Значимые награды: Заслуженный учитель РФ, Золотая медаль ВДНХ СССР (1991), медаль «За трудовое отличие» (1986), Почетный работник среднего профессионального образования Волгоградской области (2013), Почетный работник дополнительного профессионального образования в Волгоградской области (2014), знаки ВГСПУ «За заслуги» ІІ и ІІІ степеней.

Доцент: Салалыкина Жанна Викторовна.  

К.филол.н., федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», профессиональный бизнес-тренер, участник международных образовательных проектов (с Германией).

Основные направления исследований: управление качеством образования, методология инновационных процессов в образовании, проектное и сетевое управление, конфликт-менеджмент и тренинг-технологии в управлении.

Имеет свыше 49 публикаций.

Значимые награды: Почетная грамота Волгоградской городской Думы.

Доцент: Ионова Елена Валентиновна.

Магистр педагогики (по направлению «Тьюторство в образовании»), менеджер образования, федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», дважды Соросовский учитель, педагог-исследователь (по проблеме «Проектирование учителем системы организационных форм профильного обучения»), участник международных образовательных проектов (с Германией).

Основные направления исследований: содержание предмета труда руководителя, управление развитием образовательных сред, тьюторские технологии в управлении, природа сетевого управления в сфере образования, тьюторское сопровождение обучающихся в игре.

Имеет свыше 20 публикаций, среди них монография (2017).

Значимые награды: Благодарственное письмо Минобрнауки РФ, Благодарственное письмо Главы Волгоградской области.

Доцент: Болотникова Наталия Викторовна.

Председатель предметной комиссии ЕГЭ по географии, председатель волгоградского отделения российской ассоциации учителей географии, член совета Волгоградского отделения РГО.

Основное направление исследований: теория и методика преподавания географии в условиях перехода на обновлённый ФГОС ООО.

Является одним из разработчиков методики перехода образовательного учреждения на обновлённый ФГОС основного общего образования.

Сфера научных интересов: огранизационно-методические аспекты преподавания географии.

Имеет более 100 публикаций, является автором-разработчиком учебных и методических пособий, в том числе и Федерального уровня: «География Волгоградской области» — учебное пособие для общеобразовательных школ; «Практикум» — Рабочая тетрадь для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений; География Волгоградской области. Природа. Экономика. Рабочая тетрадь для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Является автором различных методических разработок по организации современного урока по географии, в соавторстве – учебных пособий по региональной географии, выпущенных в центральном издании и имеющих гриф рекомендации к использованию в системе общего образования Российской Федерации. Постоянно печатается в профильном журнале «География в школе», где делится опытом развития географического образования в Волгоградской области, в журнале «Учебный год».

Значимые награды: Отраслевая грамота Министерства образования Российской Федерации, благодарности от Комитета по образованию и молодежной политики Волгоградской области, администрации муниципальных районов.

Доцент: Чеботарева Наталья Ивановна.

Секретарь регионального Волгоградского отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания.

Имеет 53 публикации из них 24 учебных пособий, 4 методических рекомендации,25 тезисов докладов на конференциях

Автор учебно-методического комплекта по Краеведению: История Волгоградской Земли от древнейших времен до современности «( Методическое пособие, рабочая программа краеведческого  курса «История земли Волгоградской с древнейших времен до современности»   и рабочая тетрадь в соавторстве с  Заслуженным учителем  РФ МБОУ СОШ№2 г. Калач –на- Дону  Сечиной Т.И.)

Награждена значком «Отличник народного просвещения» Благодарственным письмом Волгоградской Областной Думы, нагрудным знаком»Почетный работник дополнительного профессионального образования Волгоградской области»

 

Кафедра основана в 1994 г. как кафедра педагогической инноватики и менеджмента. Базой создания кафедры стали учебно-методические кабинеты руководящих кадров, передового педагогического опыта, технических средств обучения (с лабораторией «Видео»).

В учебно-методическомкабинете руководящих кадров работали: Белянова Наталья Николаевна (зав. кабинетом), Крамарова Нина Федоровна, Скопова Нина Васильевна, Тюхтяева Нина Ивановна, Юдкина Валентина Александровна.

Учебно-методический кабинет передового педагогического опыта возглавляла Заславская Ольга Григорьевна, а кабинетом ТСО руководил Орлан Сергей Григорьевич.

В ходе становления кафедральной системы кабинет ТСО вошел в структуру кафедры информатики и математического образования.

В 1997 году кафедру педагогической инноватики и менеджмента переименовали в кафедру управления образованием, а с 2006 года это кафедра управления образовательными системами.

В разные годы в подразделении  работали

Профессор: Сериков Владислав Владиславович.

Д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, член диссертационных советов; участник международных образовательных проектов (с Великобританией, Германией, Голландией).

Основные направления исследований: а) методология педагогики (природа педагогического знания,  условия его получения и использования); б) педагогическая деятельность и педагогическое образование, проблемы профессионального образования и научно-педагогической деятельности; в) личностно-развивающее образование, компетентностный подход в образовании, управление педагогическими системами; подготовил 16 докторов наук и 80 кандидатов наук.

Имеет свыше 350 публикаций (наиболее значимые: монографии – 1999, 2000, 2012, 2013 гг.; избранные лекции – 2004 г.; учебное пособие – 2008 г.).

Значимые награды: Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства России в области образования, лауреат премии Губернатора Волгоградской области.

Доцент кафедры: Рождественская Нателла Николаевна.

Работала проректором по организационно-методической работе, по образовательной и научно-методической работе, к.п.н., доц., федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных образовательных проектов (с Великобританией, Германией).

Основные направления исследований: методология инновационных процессов в образовании, проектное и сетевое управление образовательными системами, проблемы проектирования и оценки качества образования, гуманитарные технологии управленческой коммуникации руководителей с персоналом.

Имеет свыше 70 публикаций, включая: 2 монографии, курс лекций (ч. 1 и ч. 2), 4 учебных пособия, 3 учебно-методических пособия.

Значимые награды: Почётный работник общего образования РФ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетный работник дополнительного профессионального образования в Волгоградской области (2014).

Доцент кафедры: Вехова Анна Павловна.

 К.п.н., профессор РАЕ, обладатель премии Губернатора Волгоградской области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», участник международных образовательных проектов (с Голландией).

Основные направления исследований: природа развития жизненного самоопределения личности,  нормативно-правовые и методические аспекты стандартизации образования, гуманитарное управление качеством образования.

Имеет свыше 25 публикаций (наиболее значимые: 1 монография, 1 учебное пособие).

Значимые награды: Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, Почетная грамота Главы Администрации Волгоградской области.

Старший методист кафедры: Репина Людмила Васильевна.

Менеджер образования, федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных образовательных проектов (с Германией), педагог-исследователь (по проблеме «Консалтинговая функция руководителя в развивающемся образовательном учреждении»).

Основные направления исследований: природа управленческого консалтинга в образовательных системах, методические аспекты стандартизации образования.

Имеет свыше25 публикаций (наиболее значимые: 1 учебное пособие).

 

Старший методист кафедрыЮдкина Валентина Александровна.

Юдкина В.А. работала на кафедре в период 1987-2012 гг.

Область профессиональных интересов: организационно-методические основы делопроизводства в образовательном учреждении, организация аналитической деятельности руководителя, правовое обеспечение образовательной деятельности, правовая защита прав и интересов работников образования.

Имеет 10 опубликованных работ. Значимые награды: Отличник народного просвещения.

В разные годы на кафедре работали к.п.н., доц. Никишина Инна Витальевна (зав. кафедрой в 1995-2001 гг.), доц. Касьяненко Наталья Александровна, ст. методист Заславская Ольга Григорьевна. Все они внесли большой вклад в становление кафедры, способствовали повышению профессионального престижа кафедры в системе образования Волгоградской области.

 

Доцент кафедры: Коренькова Надежда Леонидовна.

Федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент».

Основные направления исследований: экономика системы образования, управление дошкольной образовательной организацией, маркетинг образовательных услуг, управленческое обеспечение приносящей доход деятельности.

Имеет 5 опубликованных работ.

Значимые награды: Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ.

На кафедре разработана концепция содержания предмета управленческого труда и обоснованы условия его гуманитарного осуществления руководителями образовательных организаций в информационном обществе[1].

В логике базисной концепции построена и реализуется культурно-компетентностная модель управленческого образования руководителей, ядро которой образует акмеологическое восхождение слушателей по уровням личностно-профессионального развития[2].

Работниками и педагогами-исследователями центра проводятся научные исследования по актуальной проблематике:

  • консультационная функция руководителя развивающейся образовательной организации[3];
  • формирование у подростка опыта самозащиты субъективных гражданских прав[4];
  • формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной[5];
  • проектирование учителем системы организационных форм профильного обучения старшеклассников;
  • проектирование системы менеджмента качества образования в общеобразовательной организации[6];
  • управленческое и методическое обеспечение стандартизации общего образования[7];
  • гендерный подход в дополнительном профессиональном образовании руководителей и педагогов[8].

Центром реализовались инновационные проекты:

  1. федеральный сетевой проект «Сетевое взаимодействие как технология сотрудничества образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС основного общего образования» (2010-2017 гг.);
  2. кластерный проект «Управленческое обеспечение применения профессионального стандарта «Педагог» в образовательных учреждениях» (2014-2016 гг.);
  3. муниципальные проекты «Педагогические условия развития социокоммуникативной компетентности гимназиста», «Детско-подростковые объединения как социально-моделирующие практики гражданской ответственности и безопасной жизнедеятельности учащихся в информационном обществе» и др.

В центре разрабатывается проблема нормативного правового обеспечения профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников в образовательных организациях различного типа. По результатам исследований написаны и опубликованы учебники и учебные пособия[9].


[1]Кузибецкий А.Н. Руководитель образовательной организации: содержание предмета труда и условия его гуманитарного осуществления в информационном обществе: монография. – Волгоград: Изд-во ВГАПКиПРО, 2013

[2]Кузибецкий А.Н. Постиндустриальная система дополнительного профессионального образования в информационном обществе: акмеологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия.Серия«Акмеология образования. Психология развития», выпуск 1(9). – Саратов, 2014. – С. 11-15

[3]Репина Л.В. Консультационная функция руководителя в управлении развивающимися образовательными системами // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 147-154

[4]Святина М.А. Участие подростка в медиативных практиках как средство выработки им опыта самозащиты субъективных гражданских прав //Психологические и социально-педагогические проблемы развития современного ребенка. Мат-лы ІІІ Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Волгоград, 24-25 апреля 2014 г.) / Сост. Кучегашева П.П.. – М., Планета, 2014. – С. 15-20

[5]Воротилова С.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности генеалогической направленности // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 226-242

[6] Десятериченко М.А. Коллективный субъект подготовки общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Коллективные субъекты педагогической и управленческой деятельности: свойства, функции, условия становления: мат-лы Межд. пед. чтений / Под ред. Борытко Н.М., Кузибецкого А.Н., Максимова Л.К. – Волгоград: Изд-во лицея № 8 «Олимпия», изд-во ВГАПК РО, 2012 . – С. 70-81

[7]Вехова А.П., Кузибецкий А.Н. Проектирование пояснительной записки к основной образовательной программе основного общего образования // Учебный год. – 2014. – № 1 (37). – С. 37-41

[8]Розка В.Ю. Гендерный аспект управленческого сопровождения корпоративного повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 88-98

[9]Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю. Руководитель учреждения образования: компетентность в правовом обеспечении образовательной деятельности: учебник для системы ДПО. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010

Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении: учебник для студ. учр.  СПО. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях: учебник для студ. учр.  СПО. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2014

№ курса Наименование Аннотация курса
1.2/1 В Переподготовка по профилю «География» Подробнее
1.2/2 В Переподготовка по направлению «История, обществознание, экономика, право» Подробнее
1.2/3 Подготовка экспертов муниципальных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (история/обществознание) Подробнее
1.2/4 Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории и обществознанию в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) Подробнее
1.2/5 Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса по географии в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) Подробнее
1.2/6 Подготовка экспертов муниципальных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (География) Подробнее
1.2/7 Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса образовательной организации в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) Подробнее
1.2/8 Подготовка экспертов региональных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (География) Подробнее
1.2/9 Организация работы методических объединений в оказании предметной и профессиональной помощи учителям истории и обществознания в условиях внедрения обновленных ФГОС. Подробнее
1.2/10 Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания при изучении вопросов культуры в условиях реализации обновленных ФГОС ООО (31.05.2021) Подробнее
1.2/11 Профессиональная компетентность учителя географии по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках стратегии 4 «К» (навыки XXI века) в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО Подробнее
1.2/12 Цифровые образовательные ресурсы (цифровые технологии и цифровые инструменты обучения): организация учебного процесса по истории и обществознанию в условиях реализации обновленного ФГОС ООО Подробнее
1.2/13 А Профессиональная компетентность учителя географии по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках стратегии 4 «К» (навыки XXI века) в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО Подробнее
1.2/14 Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности обучающихся Подробнее
1.2/15 В Организационно-методическое сопровождение образовательной организации при переходе на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО Подробнее
1.2/16 В Организация урочной и внеурочной деятельности учителем истории и обществознания в условия обновленных ФГОС ООО (31.05.2021г.) Подробнее
1.2/17 В Развитие 4К компетенций у обучающихся на уроках истории и обществознания, как способ формирования функциональной грамотности в требованиях обновленного ФГОС ООО (31.05.2021) Подробнее
1.2/18 А Конструирование современного урока географии в условиях внедрения обновленного ФГОС ООО Подробнее
1.2/19 Конструирование современного урока истории и обществознания в условиях внедрения обновленного ФГОС ООО Подробнее
1.2/20 В Содержание школьного образования в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО Подробнее

Материалы курсов 1.1/27 и 1.1./28

Видеоматериалы

 

Презентации и документы

Исследование профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций. Актуальное пособие по управлению

На кафедре социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании подготовлено актуальное пособие по исследованию профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций в рамках регионального мониторинга эффективности их управленческой деятельности. Мониторинг эффективности деятельности руководителей нацелен на выявление их профессиональных дефицитов в сфере осуществления трудовых функций, нормативно заданных профстандартом «Руководитель образовательной организации».

В пособии предложено возможное решение проблемы исследования профессиональных дефицитов управленцев в сфере общего образования с опорой на профстандарт руководителя образовательной организации. Причем под профессиональным дефицитом в пособии понимается состояние личностно-профессионального развития руководителя, когда он не может осуществить или осуществляет с ошибками трудовые функции управления.

Речь идет о профессиональных дефицитах руководителей, связанных с владением управленческими компетенциями в соответствии с обобщенной трудовой функцией «В» «Управление общеобразовательной организацией» профстандарта. При этом имеется в виду профиль нормативно заданных компетенций, который включает требования к руководителю, обусловливающие его способность осуществлять четыре трудовые функции. А именно: по управлению развитием общеобразовательной организации (В/03.7), по администрированию ее деятельности (В/02.7), а также по управлению образовательной деятельностью, предусматривающей создание и реализацию образовательных программ (В/01.7), и по управлению взаимодействием с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами (В/04.7).

Составители пособия исходят из понимания, что «ядро» управленческих компетенций образуют нормативно заданные трудовые действия, которые входят в структуру деятельностей по осуществлению трудовых функций, наряду с необходимыми знаниями и умениями и другими характеристиками ценностно-правового и профессионально-этического плана. Проявление у руководителя признаков владения / невладения указанными элементами деятельности по осуществлению трудовых функций управления выступает объектом исследования профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций.

В качестве инструмента исследования профессиональных дефицитов предложены контрольно-измерительные материалы, организуемые для использования в форме диагностической работы. Структура диагностической работы выстроена в формате «тест → кейс → действие → условия». Она инвариантна и коррелирует со структурой деятельности по осуществлению трудовой функции: необходимые знания → необходимые умения → трудовые действия → другие характеристики (ценности, правовые основания, профессиональная этика).

Предложенные контрольно-измерительные материалы валидны относительно элементов, образующих структуру управленческих компетенций руководителей. С их помощью ожидается выявление динамики в эффективности деятельности руководителей и, как следствие, динамики качества функционирования и развития самих общеобразовательных организаций.

Диагностические работы не раз применялись в ходе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. Слушатели во время индивидуального выполнения диагностических работ отмечали их полезность для выстраивания стратегий личностно-профессионального развития на основе обнаруженных дефицитов, а также возможность использования в методической работе.

Пособие подготовлено согласно программе исследовательской лаборатории ВНОЦ РАО по изучению профессиональных затруднений работников образования в рамках выполнения дорожной карты реализации системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций Волгоградской области (2021-2022 гг.).

Скачать материалы

ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИИ