400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]
Контактные данные: ул. Новодвинская, 19а, 6 этаж — 6-13, 7 этаж — 7-11
Секция менеджмент в образованииОбразовательная деятельность опирается на гуманитарно-целостную образовательную парадигму и реализующую ее культурно-компетентностную модель управленческого образования. Приоритетом деятельности выступает культурно-компетентностная управленческая подготовка руководителей по индивидуальным образовательным маршрутам акмеологического восхождения к интегральной личностно-профессиональной компетентности.
Научные направления связаны:
Кафедра основана в 1994 г. как кафедра педагогической инноватики и менеджмента. Базой создания кафедры стали учебно-методические кабинеты руководящих кадров, передового педагогического опыта, технических средств обучения (с лабораторией «Видео»).
В учебно-методическомкабинете руководящих кадров работали: Белянова Наталья Николаевна (зав. кабинетом), Крамарова Нина Федоровна, Скопова Нина Васильевна, Тюхтяева Нина Ивановна, Юдкина Валентина Александровна.
Учебно-методический кабинет передового педагогического опыта возглавляла Заславская Ольга Григорьевна, а кабинетом ТСО руководил Орлан Сергей Григорьевич.
В ходе становления кафедральной системы кабинет ТСО вошел в структуру кафедры информатики и математического образования.
В 1997 году кафедру педагогической инноватики и менеджмента переименовали в кафедру управления образованием, а с 2006 года это кафедра управления образовательными системами.
В разные годы в подразделении работали
Профессор: Сериков Владислав Владиславович.
Д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, член диссертационных советов; участник международных образовательных проектов (с Великобританией, Германией, Голландией).
Основные направления исследований: а) методология педагогики (природа педагогического знания, условия его получения и использования); б) педагогическая деятельность и педагогическое образование, проблемы профессионального образования и научно-педагогической деятельности; в) личностно-развивающее образование, компетентностный подход в образовании, управление педагогическими системами; подготовил 16 докторов наук и 80 кандидатов наук.
Имеет свыше 350 публикаций (наиболее значимые: монографии – 1999, 2000, 2012, 2013 гг.; избранные лекции – 2004 г.; учебное пособие – 2008 г.).
Значимые награды: Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства России в области образования, лауреат премии Губернатора Волгоградской области.
Доцент кафедры: Рождественская Нателла Николаевна.
Работала проректором по организационно-методической работе, по образовательной и научно-методической работе, к.п.н., доц., федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных образовательных проектов (с Великобританией, Германией).
Основные направления исследований: методология инновационных процессов в образовании, проектное и сетевое управление образовательными системами, проблемы проектирования и оценки качества образования, гуманитарные технологии управленческой коммуникации руководителей с персоналом.
Имеет свыше 70 публикаций, включая: 2 монографии, курс лекций (ч. 1 и ч. 2), 4 учебных пособия, 3 учебно-методических пособия.
Значимые награды: Почётный работник общего образования РФ, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетный работник дополнительного профессионального образования в Волгоградской области (2014).
Доцент кафедры: Вехова Анна Павловна.
К.п.н., профессор РАЕ, обладатель премии Губернатора Волгоградской области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», участник международных образовательных проектов (с Голландией).
Основные направления исследований: природа развития жизненного самоопределения личности, нормативно-правовые и методические аспекты стандартизации образования, гуманитарное управление качеством образования.
Имеет свыше 25 публикаций (наиболее значимые: 1 монография, 1 учебное пособие).
Значимые награды: Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, Почетная грамота Главы Администрации Волгоградской области.
Старший методист кафедры: Репина Людмила Васильевна.
Менеджер образования, федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент», участник международных образовательных проектов (с Германией), педагог-исследователь (по проблеме «Консалтинговая функция руководителя в развивающемся образовательном учреждении»).
Основные направления исследований: природа управленческого консалтинга в образовательных системах, методические аспекты стандартизации образования.
Имеет свыше25 публикаций (наиболее значимые: 1 учебное пособие).
Старший методист кафедры: Юдкина Валентина Александровна.
Юдкина В.А. работала на кафедре в период 1987-2012 гг.
Область профессиональных интересов: организационно-методические основы делопроизводства в образовательном учреждении, организация аналитической деятельности руководителя, правовое обеспечение образовательной деятельности, правовая защита прав и интересов работников образования.
Имеет 10 опубликованных работ. Значимые награды: Отличник народного просвещения.
В разные годы на кафедре работали к.п.н., доц. Никишина Инна Витальевна (зав. кафедрой в 1995-2001 гг.), доц. Касьяненко Наталья Александровна, ст. методист Заславская Ольга Григорьевна. Все они внесли большой вклад в становление кафедры, способствовали повышению профессионального престижа кафедры в системе образования Волгоградской области.
Доцент кафедры: Коренькова Надежда Леонидовна.
Федеральный тьютор по программе «Современный образовательный менеджмент».
Основные направления исследований: экономика системы образования, управление дошкольной образовательной организацией, маркетинг образовательных услуг, управленческое обеспечение приносящей доход деятельности.
Имеет 5 опубликованных работ.
Значимые награды: Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РФ.
На кафедре разработана концепция содержания предмета управленческого труда и обоснованы условия его гуманитарного осуществления руководителями образовательных организаций в информационном обществе[1].
В логике базисной концепции построена и реализуется культурно-компетентностная модель управленческого образования руководителей, ядро которой образует акмеологическое восхождение слушателей по уровням личностно-профессионального развития[2].
Работниками и педагогами-исследователями центра проводятся научные исследования по актуальной проблематике:
Центром реализовались инновационные проекты:
В центре разрабатывается проблема нормативного правового обеспечения профессиональной деятельности руководящих и педагогических работников в образовательных организациях различного типа. По результатам исследований написаны и опубликованы учебники и учебные пособия[9].
[1]Кузибецкий А.Н. Руководитель образовательной организации: содержание предмета труда и условия его гуманитарного осуществления в информационном обществе: монография. – Волгоград: Изд-во ВГАПКиПРО, 2013
[2]Кузибецкий А.Н. Постиндустриальная система дополнительного профессионального образования в информационном обществе: акмеологический аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия.Серия«Акмеология образования. Психология развития», выпуск 1(9). – Саратов, 2014. – С. 11-15
[3]Репина Л.В. Консультационная функция руководителя в управлении развивающимися образовательными системами // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 147-154
[4]Святина М.А. Участие подростка в медиативных практиках как средство выработки им опыта самозащиты субъективных гражданских прав //Психологические и социально-педагогические проблемы развития современного ребенка. Мат-лы ІІІ Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Волгоград, 24-25 апреля 2014 г.) / Сост. Кучегашева П.П.. – М., Планета, 2014. – С. 15-20
[5]Воротилова С.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности генеалогической направленности // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 226-242
[6] Десятериченко М.А. Коллективный субъект подготовки общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Коллективные субъекты педагогической и управленческой деятельности: свойства, функции, условия становления: мат-лы Межд. пед. чтений / Под ред. Борытко Н.М., Кузибецкого А.Н., Максимова Л.К. – Волгоград: Изд-во лицея № 8 «Олимпия», изд-во ВГАПК РО, 2012 . – С. 70-81
[7]Вехова А.П., Кузибецкий А.Н. Проектирование пояснительной записки к основной образовательной программе основного общего образования // Учебный год. – 2014. – № 1 (37). – С. 37-41
[8]Розка В.Ю. Гендерный аспект управленческого сопровождения корпоративного повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении // От компетентности учителя к компетентности учащегося: факторы и условия восхождения: мат-лы XІІІ Межд. пед. чтений / Под ред. А.Н. Кузибецкого, Л.К. Максимова. – Волгоград, Изд-во ВГАПО, изд-во лицея №8 «Олимпия», 2014. – С. 88-98
[9]Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю. Руководитель учреждения образования: компетентность в правовом обеспечении образовательной деятельности: учебник для системы ДПО. – Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2010
Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении: учебник для студ. учр. СПО. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013
Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Николаева М.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательных организациях: учебник для студ. учр. СПО. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2014
№ курса | Наименование | Аннотация курса |
1.2/1 В | Переподготовка по профилю «География» | Подробнее |
1.2/2 В | Переподготовка по направлению «История, обществознание, экономика, право» | Подробнее |
1.2/3 | Подготовка экспертов муниципальных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (история/обществознание) | Подробнее |
1.2/4 | Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса по истории и обществознанию в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) | Подробнее |
1.2/5 | Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса по географии в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) | Подробнее |
1.2/6 | Подготовка экспертов муниципальных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (География) | Подробнее |
1.2/7 | Нормативно-правовое и предметно-методическое обеспечение образовательного процесса образовательной организации в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО (31.05.2021 г.) | Подробнее |
1.2/8 | Подготовка экспертов региональных предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (География) | Подробнее |
1.2/9 | Организация работы методических объединений в оказании предметной и профессиональной помощи учителям истории и обществознания в условиях внедрения обновленных ФГОС. | Подробнее |
1.2/10 | Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания при изучении вопросов культуры в условиях реализации обновленных ФГОС ООО (31.05.2021) | Подробнее |
1.2/11 | Профессиональная компетентность учителя географии по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках стратегии 4 «К» (навыки XXI века) в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/12 | Цифровые образовательные ресурсы (цифровые технологии и цифровые инструменты обучения): организация учебного процесса по истории и обществознанию в условиях реализации обновленного ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/13 А | Профессиональная компетентность учителя географии по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках стратегии 4 «К» (навыки XXI века) в условиях внедрения обновленных ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/14 | Профессиональная компетентность учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности обучающихся | Подробнее |
1.2/15 В | Организационно-методическое сопровождение образовательной организации при переходе на обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/16 В | Организация урочной и внеурочной деятельности учителем истории и обществознания в условия обновленных ФГОС ООО (31.05.2021г.) | Подробнее |
1.2/17 В | Развитие 4К компетенций у обучающихся на уроках истории и обществознания, как способ формирования функциональной грамотности в требованиях обновленного ФГОС ООО (31.05.2021) | Подробнее |
1.2/18 А | Конструирование современного урока географии в условиях внедрения обновленного ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/19 | Конструирование современного урока истории и обществознания в условиях внедрения обновленного ФГОС ООО | Подробнее |
1.2/20 В | Содержание школьного образования в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО | Подробнее |
На кафедре социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в образовании подготовлено актуальное пособие по исследованию профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций в рамках регионального мониторинга эффективности их управленческой деятельности. Мониторинг эффективности деятельности руководителей нацелен на выявление их профессиональных дефицитов в сфере осуществления трудовых функций, нормативно заданных профстандартом «Руководитель образовательной организации».
В пособии предложено возможное решение проблемы исследования профессиональных дефицитов управленцев в сфере общего образования с опорой на профстандарт руководителя образовательной организации. Причем под профессиональным дефицитом в пособии понимается состояние личностно-профессионального развития руководителя, когда он не может осуществить или осуществляет с ошибками трудовые функции управления.
Речь идет о профессиональных дефицитах руководителей, связанных с владением управленческими компетенциями в соответствии с обобщенной трудовой функцией «В» «Управление общеобразовательной организацией» профстандарта. При этом имеется в виду профиль нормативно заданных компетенций, который включает требования к руководителю, обусловливающие его способность осуществлять четыре трудовые функции. А именно: по управлению развитием общеобразовательной организации (В/03.7), по администрированию ее деятельности (В/02.7), а также по управлению образовательной деятельностью, предусматривающей создание и реализацию образовательных программ (В/01.7), и по управлению взаимодействием с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами (В/04.7).
Составители пособия исходят из понимания, что «ядро» управленческих компетенций образуют нормативно заданные трудовые действия, которые входят в структуру деятельностей по осуществлению трудовых функций, наряду с необходимыми знаниями и умениями и другими характеристиками ценностно-правового и профессионально-этического плана. Проявление у руководителя признаков владения / невладения указанными элементами деятельности по осуществлению трудовых функций управления выступает объектом исследования профессиональных дефицитов руководителей общеобразовательных организаций.
В качестве инструмента исследования профессиональных дефицитов предложены контрольно-измерительные материалы, организуемые для использования в форме диагностической работы. Структура диагностической работы выстроена в формате «тест → кейс → действие → условия». Она инвариантна и коррелирует со структурой деятельности по осуществлению трудовой функции: необходимые знания → необходимые умения → трудовые действия → другие характеристики (ценности, правовые основания, профессиональная этика).
Предложенные контрольно-измерительные материалы валидны относительно элементов, образующих структуру управленческих компетенций руководителей. С их помощью ожидается выявление динамики в эффективности деятельности руководителей и, как следствие, динамики качества функционирования и развития самих общеобразовательных организаций.
Диагностические работы не раз применялись в ходе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций. Слушатели во время индивидуального выполнения диагностических работ отмечали их полезность для выстраивания стратегий личностно-профессионального развития на основе обнаруженных дефицитов, а также возможность использования в методической работе.
Пособие подготовлено согласно программе исследовательской лаборатории ВНОЦ РАО по изучению профессиональных затруднений работников образования в рамках выполнения дорожной карты реализации системы мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций Волгоградской области (2021-2022 гг.).