400012, г.Волгоград, ул Новодвинская, 19А
Приемная: +8(8442) 606-613
Учебно-методическое управление: +8(8442) 606-609
E-mail: [email protected]
Представлены научные статьи ведущих ученых по проблемам сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей и материалы участников XXV международных педагогических чтений.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, а также для руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической и родительской общественности, ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
На основе целостного анализа педагогического наследия А.С. Макаренко оха- рактеризован процесс осуществления им воспитания и социализации в контексте социально-личностной педагогики. Обосновано, что классик педагогики создал методику организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотноше- ний личности и коллектива, самоуправления, формирования общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перед ним системы перспективных линий, укрепления и развития традиций.
Раскрыта педагогическая сущность социально-личностной педагогики в ее динамике и функциональной значимости; выявлена общая закономерность методики создания перспектив А.С. Макаренко. Обоснованы подходы к актуализации педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях. В монографии особое внимание уделено педагогическим взглядам и принципам А.С. Макаренко, составляющим методический арсенал не только учителя, но и родителя.
Книга адресована научным работникам, руководителям образования, преподавателям и студентам педагогических образовательных учреждений, учащимся психолого-педагогических классов, учителям, всем, кто интересуется историей отечественной школы и педагогики.
Представлены практико-ориентированные методические материалы по вопросам совершенствования подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ И ЕГЭ. Проанализированы результаты ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году по основным учебным предметам, выявлены затруднения обучающихся при выполнении экзаменационных заданий.
Сформулированы рекомендации учителям по подготовке обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ в контексте повышения качества общего образования.
Адресовано учителям, обучающимся, родителям. Полезно руководителям образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, а также работникам методических служб и слушателям учреждений дополнительного профессионального образования.
В сборник научных трудов помещены теоретические доклады и научнопрактические материалы, представленные на конференции «XII Сталинградские исторические чтения», организованной и проведенной региональным ресурсным центром гражданско-патриотического воспитания, кафедрой педагогики и воспитательной деятельности ГАУ ДПО «ВГАПО» и Волгоградским отделением Ассоциации учителей истории и обществознания.
В статьях, тезисах и разработках мастер-классов представлен опыт ученых-исследователей и педагогов-практиков в области патриотического воспитания и формирования общероссийской гражданской идентичности.
Материалы адресованы учителям, воспитателям и преподавателям образовательных организаций, а также всем, занимающимся вопросами гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Представлены материалы о лучших практиках взаимодействия с семьями и поддержки их конструктивных усилий по воспитанию детей в Волгоградской области. Рассмотрен эффективный опыт взаимодействия с семьями на уровнях дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального образования, а также в сфере воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Раскрыта специфика семейного воспитания в современных условиях и особенности взаимодействия семьи и школы
Адресовано родителям, исследователям, аспирантам, магистрантам, студентам, воспитателям, учителям и преподавателям, в том числе осуществляющим взаимодействие с семьями и поддержку их конструктивных усилий по воспитанию детей. Полезно руководителям образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащимся педагогических классов, представителям педагогической общественности и ветеранам педагогического труда, слушателям учреждений дополнительного профессионального образования и всем, кто интересуется проблемами семейного воспитания.
В сборник включены просветительские программы для сопровождения родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации, представлены лучшие практики их реализации в рамках сопровождения родителей в семейном воспитании. Программы направлены на создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия педагогических работников с родителями воспитанников с целью формирования активной родительской позиции, повышения компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Адресовано работникам дошкольных образовательных организаций, психологических служб, центров родительского просвещения, консультационных пунктов, педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов, работающих в системе дошкольного образования, слушателям, осваивающим программы повышения квалификации.
В сборнике собраны материалы участников X Всероссийской научно-практической конференции по проблеме комплексного сопровождения воспитания, обучения и развития в условиях цифровой трансформации образования. Рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, психологического и социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проанализирована проблема межведомственного взаимодействия специалистов в сфере сопровождения участников образовательных отношений. Показаны возможности преодоления рисков цифровой эпохи в контексте противодействия экстремизму в рамках профилактики деструктивного поведения детей и подростков.
Для педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов образовательных учреждений,специалистов, работающих в системе среднего профессионального и высшего образования, а также слушателей системы дополнительного профессионального образования.
Сборник содержит полное собрание материалов участников XXIV международных педагогических чтений, посвященных Году семьи и Десятилетию науки и технологий в РФ. Представлены результаты философско-образовательного анализа различных аспектов цифровой трансформации общего образования, предложены меры по профилактике и купированию рисков цифровизации для детей, рассмотрены пути совершенствования уроков и внеурочной деятельности, формирования функциональной грамотности детей в цифровую эпоху, а также направления оптимизации взаимодействия педагогов и родителей детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, а также для руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической и родительской общественности, ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
Представлены материалы участников XXIV международных педагогических чтений, посвященных Году семьи и Десятилетию науки и технологий в РФ.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, а также для руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической и родительской общественности, ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
Рассмотрены вопросы теории и методики экологического образования в контексте современных достижений экологической науки, требований Федеральных государственных образовательных стандартов, теоретические и практические аспекты отбора содержания экологического образования, воспитания экологической культуры и формирования практико-ориентированных навыков у обучающихся в области экологии.
Адресовано специалистам в области экологического образования образовательных организаций всех типов, а также аспирантам, магистрантам, студентам и слушателям в системе дополнительного профессионального образования.
Представлены материалы участников всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, раскрывающие традиционные российские духовно-нравственные ценности в аспекте общероссийской гражданской идентичности, анализирующие историко-педагогический опыт и со-временные тенденции семейного воспитания на основе традиционных российских ценностей, представляю-щие теорию и эффективные практики взаимодействия с семьёй в дошкольном, общем и профессиональном образовании. В сборнике проанализирован потенциал дополнительного профессионального образования по подготовке педагогов к взаимодействию семьи и школы, а также рассмотрен социокультурный феномен педагога и проблема ответственного родительства в контексте Года семьи в РФ. Ряд материалов посвящен проблемам и направлениям подготовки молодёжи к созданию семьи и выполнению родительских функций. Рассмотрена роль семейных традиций в нравственно-патриотическом воспитании детей и молодежи, фор-мировании общероссийской гражданской идентичности.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, а также для руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, уча-щихся педагогических классов, представителей педагогической и родительской общественности, ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
Охарактеризована система профилей компетенций педагогических работников, включающая группы нормативно заданных, регионально значимых, личных и нормативно одобренных профилей, задающих целевые ориентиры формирования руководителями кадрового резерва в образовательной организации. Показана взаимосвязь уровней квалификации работников, уровней их личностно-профессионального развития и ступеней профессионального роста в структуре профилей их компетенций. Рассмотрены особенности диагностики уровней квалификации педагогических работников и виды диагностического инструментария в контексте оценки эффективности руководителей по формированию кадрового резерва работников.
Адресовано руководителям образовательных организаций, формирующим кадровый резерв педагогических работников на основе профстандартов и национальной системы профессионального роста. Может быть использовано педагогическими работниками, планирующими свой профессиональный рост на основе личностно-профессионального развития в соответствии с профстандартами.
Для системы повышения квалификации педагогических работников и методической работы с кадрами в общеобразовательных учреждениях.
Охарактеризована система профилей компетенций педагогических работников, включающая группы нормативно заданных, регионально значимых, личных и нормативно одобренных профилей, задающих целевые ориентиры формирования руководителями кадрового резерва в образовательной организации. Показана взаимосвязь уровней квалификации работников, уровней их личностно-профессионального развития и ступеней профессионального роста в структуре профилей их компетенций. Рассмотрены особенности диагностики уровней квалификации педагогических работников и виды диагностического инструментария в контексте оценки эффективности руководителей по формированию кадрового резерва работников.
Адресовано руководителям образовательных организаций, формирующим кадровый резерв педагогических работников на основе профстандартов и национальной системы профессионального роста. Может быть использовано педагогическими работниками, планирующими свой профессиональный рост на основе личностно-профессионального развития в соответствии с профстандартами.
Для системы повышения квалификации педагогических работников и методической работы с кадрами в общеобразовательных учреждениях.
В сборник научных трудов помещены теоретические доклады и научно-практические материалы, представленные на конференции «XI Сталинградские исторические чтения», организованной и проведенной региональным ресурсным центром гражданско-патриотического воспитания, кафедрой педагогики и воспитательной деятельности ГАУ ДПО «ВГАПО» и Волгоградским отделением Ассоциации учителей истории и обществознания.
В статьях, тезисах и разработках мастер-классов представлен опыт ученых-исследователей и педагогов-практиков в области патриотического воспитания и формирования общероссийской гражданской идентичности.
Материалы адресованы учителям, воспитателям и преподавателям образовательных организаций, а также всем, занимающимся вопросами гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
Раскрыта значимость педагогического наследия К.Д. Ушинского. Обсуждаются педагогические идеи К.Д. Ушинского во взаимосвязи с проблемами и эффективными практиками современного воспитания: о народном воспитании, о личности педагога как воспитателя и наставника, о трудовом воспитании, о патриотическом и семейном воспитании и др.
Охарактеризованы модели воспитания, предложенные К.Д. Ушинским, показана возможность и раскрыт опыт их применения в наставничестве и для модернизации воспитательной деятельности в современном образовании, включая организацию воспитательных событий «Разговоры о важном».
Адресовано воспитателям образовательных организаций и учителям, осуществля ющим воспитательную и наставническую деятельность. Может использоваться слушателями в системе дополнительного профессионального образования. Полезно педагогам и наставникам образовательных организаций различных типов.
Представлены материалы о лучших педагогических практиках наставничества в волгоградской образовательной системе на уровнях общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, психолого-педагогического наставничества и наставнической деятельности в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Раскрыта специфика наставничества в методической деятельности, включая сопровождение молодых педагогов. Охарактеризованы особенности работы Народных учителей СССР и РФ в регионе как наставников педагогов и обучающихся. Описаны инструменты и технологии наставнической деятельности.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, а также для руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической общественности и ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования и всех, кто интересуется проблемами современного наставничества.
Рекомендовано к публикации комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в рамках выполнения поручений Губернатора Волгоградской области по итогам выездного совещания с педагогическим сообществом 23 марта 2023 г. и реализации областного плана мероприятий, посвященных Году педагога и наставника в РФ и 200-летию К.Д. Ушинского.
Наставнические практики представлены в сборнике по итогам Конкурсного отбора, объявленного комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области в период с 10 мая по 28 августа 2023 г.
Рассмотрены вопросы теории и методики экологического образования в контексте современных достижений экологической науки, требований Федеральных государственных образовательных стандартов, теоретические и практические аспекты отбора содержания экологического образования, воспитания экологической культуры и формирования практико-ориентированных навыков у обучающихся в области экологии. Адресовано специалистам в области экологического образования образовательных организаций всех типов, аспирантам, магистрантам, студентам и слушателям курсов повышения квалификации.
Рассмотрены проблемы и опыт функционирования социально-психологических служб обра- зовательных учреждений в контексте повышения эффективности и преодоления рисков в цифровую эпоху. Представлены материалы, раскрывающие специфику психологического и социально-психологического сопровождения детей, подростков и молодежи в условиях цифровизации образования и преодоления рисков цифровой эпохи для личностного развития обучающихся. Раскрыты особенности психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС общего образования, включая коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, оказание психолого-педагогической помощи семьям и повышение родительской компетентности. Для работников психологических служб и центров родительского просвещения, педагогических работников пунктов консультирования в образовательной организации, учителей и воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов.
Рассмотрены образовательные практики, созданные в инновационной деятельности по введению этнокультурного казачьего компонента в содержание образования согласно программе региональной инновационной площадке на базе Казачьего кадетского корпуса им. К.И. Недорубова. Представлены материалы по введению в учебный процесс новых эффективных программ дополнительного образования, способствующих приобщению учащихся к традициям донского казачества как части культурного наследия России. Отражено формирование пула педагогов, реализующих этнокультурный казачий компонент и собравших учебно-методический комплекс, в котором систематизирован этнокультурный казачий компонент содержания образования для диссеминации в образовательную практику Волгоградского и иных регионов РФ. Адресовано работникам образовательных организаций, реализующих краеведческую составляющую содержания образования, в том числе этнокультурный казачий компонент.
Представлены материалы участников Всероссийской научно-практической конференции, в том числе из зарубежных стран, раскрывающих актуальные аспекты проблемы ценностей и смыслов педагогической профессии, включая значимость наследия К.Д. Ушинского для профессионального образования, аксиологические контексты подготовки и личностно-профессионального развития педагогов, теорию и практику наставничества, а также анализ социокультурного феномена учителя в связи с Годом педагога и наставника в РФ, вопросы патриотического воспитания молодежи на политических и исторических уроках Сталинградского сражения и др.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической общественности и ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
Охарактеризована значимость педагогического наследия К.Д. Ушинского. Обсуждаются педагогические идеи К.Д. Ушинского во взаимосвязи с проблемами и эффективными практиками современного дошкольного и начального общего образования: о народном воспитании, о личности педагога как воспитателя и наставника, о трудовом воспитании, о роли родного языка в воспитании, о семейном воспитании и др. Представлены материалы участников заочной научно-практической конференции ««Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современное дошкольное и начальное общее образование». Адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций и учителям начальных классов, осуществляющим наставническую деятельность. Может использоваться слушателями в системе дополнительного профессионального образования. Полезно педагогам и наставникам общеобразовательных организаций региона.
Представлены материалы участников XXIII международных педагогических чтений, в том числе из зарубежных стран. Раскрыты актуальные аспекты проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся, включая анализ вызовов современному образованию, обзор педагогических и методических решений, осмысление эффективных практик, вопросы функциональной грамотности педагогов и их личностно-профессионального развития и др., во взаимосвязи с Годом педагога и наставника в РФ.
Для исследователей, аспирантов, магистрантов, студентов, учителей и преподавателей, руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление образованием, учащихся педагогических классов, представителей педагогической общественности и ветеранов педагогического труда, слушателей учреждений дополнительного профессионального образования.
Рассмотрена сущность жизненного самоопределения и ранней профориентации обучающихся, представлены проектные учебно-воспитательные практики в данной сфере, предложенные педагогами волгоградской региональной системы образования.
Для руководителей и педагогов образовательных учреждений, а также для работников методических служб и слушателей по программам повышения квалификации.